Введение
Управление – процесс организации такого целенаправленного воздействия на объект, в результате которого объект переходит в требуемое (целое) состояние (управление государством, народным хозяйством, управление в сфере материального производства и оказания услуг, городом цехом и т.д.).
Экономическая стабильность организации, ее выживаемость и эффективность деятельности в условиях рыночной экономики связаны с ее совершенствованием и развитием. По принципу адаптации к внешней среде.
Успех предприятия зависит от способности быстро адаптироваться к внешним изменениям (проявляется в динамическом освоении новой реализации продукции, современной товар техники и технологии, применении прогрессивных форм организации труда, производства и управления, совершенствовании кадрового потенциала).
Система управления предприятием должна отвечать современным рыночным условиям:
· Обладать высокой гибкостью производства, позволяющем быстро менять ассортимент изделий (жизненный цикл продукции или услуги стал короче, разнообразие изделий и объем выпуска разных партий больше);
· Быть адекватной сложной технологии производства, требующим современных форм контроля, организации и разделение труда;
· Учитывать серьезную конкуренцию на рынке товаров (услуг) в корне изменившую отношение к качеству продукции, потребовавшую организовать после проданное обслуживание и дополнительные фирменные услуги.
· Учитывать требования к уровню качества обслуживания потребителей и времени выполнения договоров, которые стали слишком высокими для традиционных производственных систем и механизмов принятия управленческих решений;
· Учитывать изменение структуры издержек производства;
· Принимать во внимание необходимость учета неопределенности внешней среды;
Исследование систем управления – вид деятельности направленный на развитие и совершенствования в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями.
Виды исследований различаю по:
- целям исследований:
1. практические исследования – предназначены для быстрых эффективных решений и достижение желаемых результатов;
2. научно-практические исследования – ориентированны на перспективу, более глубокое понимание тенденций и закономерностей развития организаций, повышение образовательного уровня работников.
- методологии проведения исследования:
1. эмпирического характера;
2. опирающиеся на систему научных знаний.
- использованию ресурсов собственных и привлекаемых.
- трудоемкости
- информационному обеспечению
- организации проведения.
Вид исследований выбирается в зависимости от поставленных целей.
Исследование систем управления включает следующие работы:
1. выявление проблемы и проблемных ситуаций;
2. определение причин их происхождения, свойств, содержания;
3. установление места этих проблем и ситуации;
4. нахождение путей, средств и возможностей использования новых знаний о проблеме;
5. разработка вариантов решения проблем;
6. выбор оптимального варианта решения проблемы по критериям результативности.
К составу и квалификации аналитиков и разработчиков, проводящих исследования представляются следующие требования:
· иметь опыт работы в области управление конкретными производственными областями;
· обладать знаниями современных методов и техники управления;
· обладать знаниями методов исследования операций и системного анализа;
· иметь способности к общению со специалистами различных уровней и профилей;
· уметь систематизировать полученную информацию инициировать новации в организации.
Подготовка специалистов осуществляется заблаговременно.
Исследование систем управления включает:
· уточнение цели развития и функционирования предприятий и его подразделений;
· выявление тенденций развития предприятия в конкретной рыночной среде;
· выявление факторов, обеспечивающих достижение сформулированной цели и препятствующих ей;
· сбор необходимых данных для: 1) разработки мероприятий по совершенствованию действующей системы управления; 2) получение необходимых данных для привязки современных моделей, методов и средств к условиям конкретного предприятия.
В менеджменте рассматривается множество организаций, которые представляют совокупность людей (групп). Объединенных для достижения каких-либо целей, решение какой-либо задачи на основе принципов разделения труда и распределения обязанностей.
Отсюда родственные, общественные, частные, научно-производственные объединения и т.п.
Организации создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей в продукции (услугах), поэтому они имеют самые различное назначение, размеры, строение и т.д.
Множество целей и задач, стоящих перед организациями разного класса точности и разной отраслевой принадлежности приводит к тому, что для управления или требуются специальные знания и искусство, методы и приемы, обеспечивающие эффективную совместную деятельность работников всех структурных подразделений.
Любая организация может быть описана следующими параметрами: цели, организационная структура, внешняя и внутренняя среда, совокупность ресурсов, нормативная и правовая основа, специфика процесса функционирования социальных и экономических отношений и, наконец, организационная культура. Каждая организация имеет конкретную систему управления.
Система управления – объект исследования.
Исследование системы управления можно проводить на основе научной концепции. Любой вид управленческой деятельности связан с управлением людьми, объединенных в рамках предприятия в отделы, подразделения, службы и т.д Следовательно: управленческая деятельность – управление социальными коллективами людей (социально управляемая система).
Социально-управляемая система: министерство, научно-производственное объединение, предприятия, цехи, холдинги, отдельные компании. Каждый из этих объектов исследования имеет свои особенности.
Система управления организации – сложная система, созданная для сбора и передачи информации, с целью получения максимального конечного результата при определенных ограничениях (например, наличие ресурсов).
Управление предприятием частое употребление термина «система» (производственная система, система материально-технического снабжения, система сбыта, различные обеспечивающие и обслуживающие системы).
Представление объекта в виде системы связанной с трудностями из-за наличия множества определений системы.
Основные этапы системного анализа:
· определение конфигуратора;
· определение проблематики;
· выявление целей;
· формирование критериев;
· генерирование альтернатив;
· построение и использование моделей;
· оптимизация;
· декомпозиция;
· агрегатирование.
Системный анализ – конструктивное направление исследования процессов управления. Системный анализ – комплекс исследований, направленных на выявление общих тенденций и факторов развития организаций и выработку мероприятий по совершенствованию системы управления и всей производственно-хозяйственной деятельности организации.