Массовое сокращение персонала возможно на любом этапе развития экономики. Свертывание производства, перестройка хозяйства характерны как для стадии экономического подъема, оживления, так и для периода общего спада. Вместе с тем, массовое высвобождение затрагивает целый комплекс социальных и экономических проблем, требует значительных затрат со стороны общества, предприятий и отдельных граждан. Основное бремя падает на лица, подлежащие увольнению. Одновременное появление на локальном рынке труда значительного числа незанятых снижает вероятность найти подходящую работу для каждого из них. Рассмотрим структуру предложения рабочей силы в России в 2005 году (рисунок 2)
Рисунок 2 - Структура предложения рабочей силы в России в 2005 году
Рассмотрим структуру предложения рабочей силы в России в 2005 году (рисунок 3)
Рисунок 3 - Распределение рабочей силы по отраслям в 2005 году
Структурная перестройка качественно изменяет спрос на рабочую силу. Вновь создаваемые рабочие места требуют специалистов с принципиально новыми трудовыми характеристиками. Квалификация, навыки, трудовая культура попавших под сокращение в большинстве случаев не пользуются спросом на рынке труда.
На первом этапе реформирования вплоть до конца 1992 г. массовое высвобождение имело ряд особенностей. Сокращение коснулось всех отраслей хозяйства, даже тех, где традиционно существовал дефицит рабочей силы (жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, транспорт, связь). Другой отличительной чертой массового высвобождения стала его нацеленность на лиц, имеющих ограниченные возможности для приложения своего труда в общественном хозяйстве в силу демографических, профессионально-квалификационных, психологических и других особенностей. Это, прежде всего, женщины, лица пред пенсионного возраста, работники со средней квалификацией.
Откладывание высвобождения, сохранение дотаций из госбюджета некоторым отраслям и предприятиям, резкое уменьшение масштабов инвестиционной активности, и как следствие этого, сдерживание структурной перестройки приводит к увеличению скрытой безработицы.
Факторы, которые обуславливают огромное высвобождение рабочей силы, в настоящее время в России, следующие:
1 спад производства, вызванный в основном разрывом хозяйственных связей;
2 искусственно созданная неплатежеспособность предприятий;
3 сокращение государственных капиталовложений и отсутствие средств для инвестирования у большинства юридических и физических лиц;
4 частичная остановка экологически опасных производств;
5 изменение форм собственности;
6 усиление миграционных процессов и др.
Специфической особенностью российского рынка труда в настоящее время является неспособность многих работников к предпринимательству. Они не привыкли проявлять инициативу, а, следовательно, и неконкурентоспособны на рынке труда.
Первыми жертвами безработицы стали не наиболее слабые работники, как иногда принято думать, а наиболее слабые отраслевые структуры народного хозяйства.
Высокая доля лиц с высшим образованием среди безработных и тенденция к росту продолжительности безработицы среди них, как правило, связаны не с их низкой конкурентоспособностью на рынке труда, а с объективными процессами, происходящими в народном хозяйстве.
Различные группы населения вырабатывают свои способы адаптации к условиям кризисной ситуации, но в основном они ориентированы просто на выживание, на формирование самообеспечивающего домашнего хозяйства и т.п.
Изменить сложившуюся ситуацию может только радикальное изменение структуры занятости, адекватное оздоровлению и становлению рыночной экономики. Пока же нужна материальная поддержка безработным, финансовое содействие в открытии ими собственного дела, развитии малого бизнеса, предоставление налоговых льгот предпринимателям перспективных секторов экономики при создании дополнительных рабочих мест.
Главным условием эффективного трудоустройства служит всемерное развитие производства товаров и услуг, удовлетворяющих потребительский спрос, для чего необходимо снять все ограничения на пути предпринимательской инициативы, базирующейся на различных формах собственности. Активная политика выходит за рамки социальной защиты и предполагает предвосхищение негативных последствий экономических реформ и создание таких условий, которые позволяли бы людям больше зарабатывать, полностью используя и развивая свои способности. А это требует от общества осуществления особой социальной политики.
Во-первых, должны быть созданы нормальные условия воспроизводства рабочей силы как качественного товара. Для этого определяется минимальная потребительская корзина и, соответственно, минимальный потребительский бюджет, что требует установления гарантированной обществом нижней границы заработной платы, обязательной для всех форм собственности. Верхнюю границу будут диктовать спрос и предложение рабочей силы на рынке труда. Ее предел не ограничивается, в случае, если она чрезмерно высока, то ее регулируют через налогообложение доходов.
Во-вторых, государство должно обеспечивать социальные гарантии тем, кто может и хочет работать, но временно не имеет работы. Рынок труда уже узаконен и имеет прочные экономико-правовые гарантии. Определен статус безработного и установлен размер пособия по безработице исходя из возможностей общества с учетом прожиточного минимума.
Для общества опасна не столько сама безработица, которая становится на рынке труда постоянно действующим фактором, сколько отсутствие надежной системы регулирования рынка труда и социальной защиты от угрозы и последствий безработицы. Должна быть разработана конкретная программа по созданию рабочих мест и системы переподготовки кадров. Заведомо можно предположить, что из около 40% избыточных и малорентабельных предприятий, существующих в отечественной экономике, половина не выдержит рыночных условий и, занятые на них работники останутся без работы.
Главная социальная гарантия для трудящегося человека - возможность работать и получать средства на жизнь именно таким способом. Пособия требуются в условиях временного, вынужденного отсутствия работы, но общество обязано заранее сделать все, чтобы предотвратить массовую безработицу.
В то же время все работодатели должны иметь свободу найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства. Необходимо поощрять территориальную и профессиональную мобильность рабочей силы, обучение и переобучение (в том числе путем предоставления налоговых льгот предприятиям), использование нестандартных видов занятости (частичной, временной, на дому, индивидуальной трудовой деятельности).
Требуется четко налаженная система учета незанятого населения и имеющихся вакансий, прогнозирования спроса и предложения рабочей силы в отраслевом, профессиональном и территориальном разрезах, а также организация службы предоставления информации по этим вопросам на разных региональных уровнях.