Как видно у предприятия наблюдается нестабильность показателей финансово-хозяйственной деятельности: после резкого подъема в 2006 году, в 2007–2008 годы наблюдается снижение показателей. Поэтому необходимо более подробно рассмотреть организацию деятельности предприятия, его ассортимент и возможность внедрения новшеств.
Наиболее эффективными условиями достижения ценовой конкурентоспособности на ООО «Метаком» можно считать следующие:
– управление затратами – ориентация менеджеров и персонала на экономию и сокращение затрат;
– бюджетирование, контроллинг – использование жестких систем контроля над затратами путем предварительного утверждения структуры и состава обоснованных и лимитированных расходов;
– специализация – возможность накопления уникального опыта, квалификации, использования высокоэффективного специализированного оборудования;
– технологическое превосходство – подборка комплектующих, меньшие затраты материалов, энергии, труда на единицу продукции (ее монтаж);
– АВС – анализ – производство стандартной продукции, услуг, удовлетворяющих базовые потребности, с обоснованием только тех затрат, которые обеспечивают достижение основных потребительных свойств услуг;
– современные методы ценообразования.
ООО «Метаком» осуществляет оптовую и розничную реализацию охранного оборудования через оптовый склад, магазин, а также монтаж оборудования на месте (у потребителя).
Наилучшей формой организации хозяйственных связей с оптовыми покупателями по продаже товаров является договор купли-продажи. Данный договор составляется в трех экземплярах, каждый из которых имеет равную юридическую силу, и содержит следующие основные условия: предмет договора; качество товара; права и обязанности сторон; цена и порядок расчета; условия поставки; ответственности сторон; форс-мажорные обстоятельства; разрешение споров; срок действия договора.
При осуществлении хозяйственных связей с оптовыми покупателями на ООО «Метаком» используются следующие первичные документы:
– товарная накладная, выдается в трех экземплярах;
– счет-фактура, выписывается в двух экземплярах;
– приходный кассовый ордер, заполняется бухгалтерией предприятия в одном экземпляре.
Помимо оптовой продажи на предприятии ООО «Метаком» применяется продажа товаров в розницу частным лицам по образцам. Данный метод розничной торговли является наиболее оптимальным для данного предприятия.
ООО «Метаком» оказывает дополнительные виды услуг для своих покупателей, которые можно разделить, на четыре группы:
1. Оказание помощи покупателю в совершении покупки и при ее использовании – прием и исполнение заказов на товары;
2. Информационно-консультационные услуги – предоставление информации о товарах и их изготовителях;
3. Монтаж и установка систем контроля и ограничения доступа;
3. Сервисное и постгарантийное обслуживание, купленного товара.
Покупатель, придя в магазин ООО «Метаком» или обратившись по телефону, может выбрать необходимый ему товар, воспользовавшись услугами продавца-консультанта. При необходимости монтажа, по заявке покупателя к нему выезжает мастер, производящий замеры и предварительный расчет стоимости заказа. После согласования всех юридических формальностей, в т.ч. по необходимости с отделами вневедомственной охраны г. Брянска, специалисты ООО «Метаком» производят установку и наладку купленного оборудования. По такой же схеме предприятие работает и с покупателями – юридическими лицами, от работы с физическими лицами их отличает только форма оплаты – наличная / безналичная. Кроме того, покупатели – юридические лица в большинстве своем являются оптовыми покупателями, приобретая оборудование и услуги по его монтажу сразу на несколько объектов.
Отпуск товаров в магазине осуществляет кассир-учетчик. Консультационную работу с покупателями осуществляет продавец-консультант, он помогает в осуществлении покупок, информирует о новых поступлениях товаров, их изготовителях, наличии комплектующих и дополнительных товаров.
Формирование ассортимента – это сложный и непрерывный процесс, основная цель которого заключается в наиболее полном удовлетворении потребности населения в товарах. Одним из важнейших факторов реализации товаров на предприятии ООО «Метаком» является его ассортимент. Для анализа ассортимента предприятия сгруппируем его в товарные группы и подгруппы в таблице 3.
Таблица 11. Ассортимент товаров ООО «Метаком»
№ |
Группы товаров |
Подгруппы товаров |
1 |
Домофоны |
Цифровые, координатные, малоабонентные, вызывные панели |
2 |
Видеомониторы |
MKV-VM1, MKV-VM2 |
3 |
Блоки вызова серий |
МК с модификациями RF и ТМ |
4 |
Коммутаторы координатные |
модификации марки COM |
5 |
Трубки квартирные переговорные |
Серии ТКП |
6 |
Ключи |
ТМ, ОК-ключи, Proximity |
7 |
Кнопки выхода |
КВ-2, КВ-3 |
8 |
Контроллеры |
ELC, Z |
9 |
Плата замка | |
10 |
Доводчики дверные |
DC, MKD |
11 |
Адаптеры и адаптеры-программаторы |
МК и МКА |
12 |
Пульты консьержа | |
13 |
Блоки питания |
БП-2У, БП-2С |
14 |
Замки электромагнитные, электромеханические |
ML с модификациями, ВВ с модификациями |
15 |
Разветвители трубок и разветвители видосигнала |
МКТ-D и МКV-D |
16 |
Контакторы ключей |
КТМ, KRF |
17 |
Видеоусилители |
MKV-AMP, MKV-TX, MKV-RX |
18 |
Прочее дополнительное и сопутствующее оборудование |
индикаторы вызовы, фильтры, модули индикации, считыватели |