Подавление и отсутствие эмоций - отнюдь не синонимы их рационализации. Подавление означает, что человек силой воли заставляет себя не чувствовать возникающих эмоций. Но при этом теряется информация, сообщаемая эмоциями. Более того, рано или поздно подавленные эмоции все равно найдут выход, и вполне вероятно, что восприятие ситуации будет искажено: люди начнут раздражаться, обвинять во всех неудачах фирму, других сотрудников, обстоятельства или, наоборот, заниматься самобичеванием. Эмоции в конечном счете влияют на все наши решения и действия. Эмоциональная компетентность - это способность определить свое состояние и оценить его влияние на наше поведение.
Если мы адекватно понимаем эмоциональные импульсы, то способны "подсказать" своему мозгу, что делать. Результатом становятся не только рациональные действия, но и спокойствие, внутренний баланс, устойчивость. Задача эмоционально зрелого, конструктивного руководителя - научиться предугадывать эмоции, направлять их в нужное русло, а не подпадать под их влияние. Эмоциональная компетентность - это отнюдь не исключительно "подавление и сокрытие" эмоций. Как и не свобода всегда выражать свои эмоции "без тормозов".
Понимая природу своих эмоций, люди способны уберечь свои ощущения и восприятие действительности от искажения. Реальная оценка ситуации приводит к правильным действиям. Все это открывает большие перспективы и создает весомые конкурентные преимущества эмоционально разумным менеджерам и компаниям. Специалисты уже отмечали, что, по данным исследований успешных руководителей и компаний, эмоционально разумные и компетентные лидеры достигают лучших результатов, чем те, кто опирается исключительно на интеллект и знания в области менеджмента. Эмоциональная компетентность оказывается не только важным фактором гармонии в жизни людей, но и существенным конкурентным преимуществом в бизнесе. "Эмоционально разумные компании", стремящиеся понимать людей, по своим результатам все чаще и чаще превосходят компании, где такому пониманию не уделяется должного внимания.[10]
Одним из аспектов такой разумности является эмоциональное понимание ключевых компетентов - людей, являющихся мозгом вашего бизнеса. Это может быть вашим важнейшим конкурентным преимуществом. Определив у себя людей, уход которых приведет к очень значимым, практически невосполнимым потерям для бизнеса, разумный руководитель начинает конкурировать за этот ценнейший трудовой ресурс. Зачастую такие работники больше всего ценят возможности роста и самовыражения. Элита любит перспективу. С ними нужно уметь договариваться. Иначе за вас это сделают другие. Эмоциональный контакт может сыграть в этом решающую роль. Не стоит жалеть усилий в этом направлении. Но еще раз подчеркнем: значительные затраты эмоционально-энергетических ресурсов оправданны, лишь когда речь идет о действительно элитных кадрах, обладающих уникальным для вас сочетанием квалификации, креативности и надежности.[11]
Единственно правильных управленческих технологий не существует по определению, а здравый смысл является важнейшей составляющей всех менеджерских действий. При всей очевидности и кажущейся простоте таких утверждений на практике именно здесь возникает немалое количество проблем. Причем не только в России. Один из классиков менеджмента - П. Друкер еще в 1954 г. писал: "Оживленные дискуссии, которые ведутся сегодня о целях менеджмента на предприятии, в основном сводятся к поиску одной единственно правильной цели. Однако этот поиск не только может оказаться столь же бесплодным, как поиски "философского камня", но и причинить вред или направить усилия менеджеров по ложному пути. Управлять бизнесом - значит находить оптимальное равновесие между его разнообразными потребностями и целями. Для этого необходим здравый смысл. Поиск же единой цели - это, по существу, поиск магической формулы, которая сделает здравый смысл ненужным. Попытки заменить здравый смысл формулой всегда неразумны; единственно правильный путь управления бизнесом - это понять, что здравый смысл возможен и обязателен в этом процессе". Написано более 50 лет назад, но вполне актуально и сегодня.
Управленческие технологии несут в себе и широкие возможности, и серьезные опасности. Суть вопроса - кто, когда и как их применяет. Российские практики, с одной стороны, успешно используют менеджмент здравого смысла, с другой - тянутся к знаниям и разработкам мировой менеджерской мысли. Однако есть дистанция огромного размера между потребностями российского руководителя и западными трудами по проблемам управления. Они написаны в совсем иной среде, для людей с другой ментальностью и зачастую отражают реалии другого этапа эволюции общества и бизнеса.
Руководитель российского предприятия зачастую вынужден свой "совково-ленивый" или "интеллигентно-разболтанный" персонал, а также нетрезвую рабочую силу "дрессировать" в духе системы Тейлора или жестких методов, практикуемых в современных быстро развивающихся азиатских странах типа Гонконга, Сингапура, Тайваня или Южной Кореи. Но для повышения квалификации ему предлагают передовые разработки шведско-швейцаро-немецкого происхождения, воспевающие особенности методов формирования взаимоотношений австро-бельгийско-норвежских специалистов. В результате наш руководитель, с одной стороны, ощущает острую нехватку менеджерских знаний и навыков, с другой стороны, он всем своим существом чувствует неприменимость к своему реальному бизнесу большей части написанного о технологиях современного менеджмента.
Существенные различия трудовой этики разных социальных групп, населения различных территорий и работников разных отраслей имеются практически везде. Одна из форм их проявления в России - широкое распространение взглядов на взаимоотношения на производстве, соответствующих западным взглядам второй половины XIX в. Одновременно в новых рыночных организациях, занятых, прежде всего, в высокоинтеллектуальных сферах бизнеса, рабочая атмосфера напоминает западные "образцы" последней четверти ХХ в.[12]
Конечно, знать историю изменений в отношениях сторон, участвующих в бизнесе, весьма полезно. Однако при этом необходимо очень тщательно оценивать, на какой стадии эволюции находитесь вы и ваш персонал. Ошибки в данной сфере чреваты серьезными последствиями. Поэтому внедрение любых менеджерских технологий должно сопровождаться повышенной осторожностью. В одном случае использование элементов современного западного менеджмента вполне оправданно, в другом - явно преждевременно и неуместно. Например, сомнительно, что эффективность бизнеса существенно повысится, если американская компания попытается привить российским рабочим настоящую японскую культуру массового производства.
Бизнес вообще и каждое предприятие в частности проходит все стадии, но своего - национального - развития. Главное - понять, на каком этапе находитесь вы и ваша рабочая сила в компании, отрасли и регионе. В зависимости от этого можно, например, оценить, что сейчас важнее: развивать творческое начало или наводить элементарный порядок. Порой необходимо заниматься жестким менеджментом, направленным на выбивание духа "совка" и разгильдяйства. Но важно не пропустить момент, когда целесообразно начать внедрение элементов коллективного творчества, командообразования и т.д.