рефераты по менеджменту

Региональная концепция бизнес-инкубирования

Страница
6

Существуют бизнес-инкубаторы, ориентированные на развитие наукоемких малых предприятий, и именно они представляют наибольший интерес с точки зрения изучения инновационных процессов. К ним относится БИ, называемый иногда инкубатором технологий или инновационным бизнес-инкубатором. Это наукоемкое предприятие, связанное с университетом, научно-технологическим парком или инновационным центром. Его задачи – обслуживание малых инновационных предприятий, выращивание новых фирм, оказание им помощи в выживании и успешной деятельности на ранней стадии развития. Инкубатор технологий может быть интегрированной частью научного парка (Великобритания), исследовательского парка (США), технопарка (Россия), научно-промышленного парка (Китай).

В развитых странах наибольшее распространение получили венчурные инкубаторы, основным отличием которых является налаживание взаимодействия с венчурными инвесторами – органами государственной власти, крупными компаниями из других стран, венчурными фондами.

Предоставляемые услуги

Создание бизнес-инкубатора всегда предполагает наличие необходимого набора материальных активов и оказание целого спектра услуг. К основным фондам, помимо прочего, всегда относится помещение, оборудованное мебелью и компьютерной техникой или специальным оснащением, в зависимости от профиля компаний.

В спектр предоставляемых бизнес-инкубатором услуг обязательно входят консультации в правовой и бухгалтерской сферах.

Кроме этого, бизнес-инкубаторы могут оказывать самые разнообразные услуги:

-подготовка пакета учредительных документов и оформление государственной регистрации юридического лица;

-подбор и обучение персонала (включая стажировку в других компаниях), повышение уровня компетенции менеджеров и специалистов;

-проведение тренингов по различным темам;

-составление бизнес-плана, проведение маркетинговых исследований;

-проведение выставок, PR-акций, и др. мероприятий с целью помочь начинающим компаниям наладить контакты и развить новый бизнес;

-поддержка в налаживании связей с крупными компаниями для организации сотрудничества и привлечение потенциальных инвесторов;

-организация офисной инфраструктуры (помещение, мебель, офисная тех­ника, компьютеры, внутренняя сеть, внешняя связь, доступ в Ин­тернет, конференц-залы и т.п.);

-обеспечение доступа к специализированному оборудованию как на территории БИ, так и в лабораториях университетов, научных организаций или в других местах;

-ознакомление сотрудников компаний-клиентов со справочной литературой и базами данных по разным вопросам;

-обеспечение специализированным программным обеспечением.

Таким образом, пользуясь содействием бизнес-инкубатора, предприниматель сосредотачивается на одной задаче – начать выпуск продукции (услуги) и выйти на рынок, в решении остальных проблем ему содействует команда бизнес-инкубатора (администрация, эксперты, консультанты).

Бизнес-инкубаторы должны играть роль гибкого и мобильного хозяйственного организма для быстрой реализации предпринимательских проектов различного уровня сложности. В команде БИ могут быть задействованы: инженеры-изобретатели; инвесторы; эксперты, оценивающие риски; менеджеры, отвечающие за техническую организацию работы; менеджеры по кадрам; менеджеры по сбыту и т.д.

Организационная форма и финансовые ресурсы

В развитых странах бизнес-инкубаторы организуются и финансируются за счет средств местных органов самоуправления, университетов, промышленных корпораций, федеральных субсидий. Деятельность БИ базируется на использовании значительных объемов капитализированных средств, т.е. уже вложенных в недвижимость и научно-производственные фонды. При этом речь идет именно о долговременных рискованных вложениях. Таким образом, создание инновационных БИ могут позволить себе только достаточно стабильные в финансовом отношении структуры, причем реализация этого проекта будет носить некоммерческий характер. Поэтому обоснован выбор организационно правовой формы для бизнес-инкубатора как некоммерческой организации: учреждения (в т.ч. автономные), некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации. Однако на практике, есть примеры довольно успешной работы бизнес-инкубаторов, ориентированных на самофинансирование, созданных в форме акционерных обществ.

Среди бизнес-инкубаторов различают субъекты двух типов:

o муниципальные и государственные;

o частные (финансируемые венчурным капиталом).

Муниципальные (государственные) бизнес-инкубаторы создаются и финансируются за счет бюджетов различных уровней.

Создание бизнес-инкубатора муниципальной администрацией способствует:

- усилению роли муниципалитета благодаря целенаправленной поддержке вновь образованных фирм, определение их специализации;

- вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемых муниципальных площадей;

- созданию эффективной консалтинговой инфраструктуры для малого бизнеса;

- размещение специализированного муниципального заказа.

Бизнес-инкубатор, имеющий официальный муниципальный статус, придает значимость, гарантирует безопасность и создает благоприятный климат во взаимоотношениях с клиентами и потенциальными деловыми партнерами.

Частные бизнес-инкубаторы финансируются частными инвесторами.

В отличие от "бесприбыльных" муниципальных БИ данного типа преследуют цель получения финансовой выгоды. В обмен на оказываемый начинающим предприятиям комплекс услуг они получают 30-70% долю в бизнесе компании.

В рамках технологии бизнес-инкубирования может развиваться и партнерство между крупными и малыми компаниями. Значительная часть крупных и средних предприятий испытывает трудности, связанные с неэффективностью производства и реализации продукции. Для повышения эффективности их деятельности, как правило, требуется основательная реструктуризация. В свою очередь, малые предприятия зачастую испытывают большие сложности в связи с отсутствием помещений, оборудования и производственной базы.

Создание на базе крупных предприятий (или при их поддержке) бизнес-инкубаторов, решает следующие задачи:

- развитие и внедрение новых технологий, необходимых для развития крупных предприятий;

- выполнение субподрядных работ;

- оказание специализированных и сервисных услуг.

Малые предприятия отбираются на конкурсной основе на основании критериев, утвержденных учредителями БИ. Критерии отбора зависят от потребностей крупного предприятия. Вместе с тем, во всех случаях должны отбираться предприятия, доказавшие свою жизнеспособность (либо жизнеспособность бизнес-идеи), предлагающие услуги или товары, необходимые базовому предприятию, либо потребляющие производимое им сырье или комплектующие, либо оказывающие услуги работающим там людям.

Отношения между малыми и крупными компаниями при организации бизнес-инкубатора такого типа могут иметь и следующие цели:

- разделение своей доли риска, связанного с инновациями;

- "выращивание" новых производственных возможностей;

- более эффективное использование имеющегося опыта и ресурсов обеих сторон;

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту