Среди большей части руководителей существует убеждение, что даже при полной уверенности в своей правоте лучше не ввязываться в конфликтную ситуацию вообще или отступить, чем вступить в откровенную конфронтацию. Однако, если речь идет о деловом решении, от правильности которого зависит успех дела, подобная уступчивость оборачивается ошибками в управлении и другими потерями.
По мнению специалистов в области управления, выбор стратегии компромисса - оптимальный путь к ликвидации противоречий. Благодаря сотрудничеству могут быть достигнуты наиболее эффективные, устойчивые и надежные результаты.
5. Решение проблемы. Предполагает признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто пользуется данным стилем, не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения конфликтной ситуации.
Предложения по использованию этого стиля при разрешении конфликтов:
1) определите проблему в категориях целей, а не решений;
2) после того как проблема определена, определите решения, которые приемлемы для обеих сторон;
3) сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны;
4) создайте атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние на обмен информацией;
5) во время общения создайте положительное отношение друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнения другой стороны, а также сводя к минимуму проявления гнева и угроз.
Кроме названных пяти основных в их рамках встречаются и другие приемы разрешения межличностных конфликтов: [5]
1) координация - согласование тактических подцелей, поведение в интересах главной цели или решения общей задачи. Такое согласование может производиться между организационными единицами на разных уровнях управленческой пирамиды (вертикальная координация); на организационных уровнях одного ранга (горизонтальная координация) и в виде смешанной формы обоих вариантов. Если согласование удается, то конфликты разрешаются с меньшими затратами и усилиями;
2) интегративное решение проблемы Данная техника разрешения конфликта основывается на предпосылке того, что может существовать такое решение проблемы, которое включает и устраняет конфликтные элементы обеих позиций, что приемлемо для обеих сторон. Считается, что это одна из наиболее успешных стратегий поведения менеджера в конфликте, так как в этом случае они ближе всего подходят к разрешению условий, которые изначально породили конфликт. Однако подход по принципу решения проблем часто трудно воплощается в жизнь. Это связано с тем, что он во многом зависит от профессионализма и навыков в управленческой деятельности менеджера и, кроме того, в этом случае для разрешения конфликта требуется много времени. В этих условиях менеджер должен иметь хорошую технологию - модель для решения проблем;
3) конфронтация как путь решения конфликта. Цель конфронтации состоит в том, чтобы вынести проблему на всеобщее обозрение. Это дает возможность свободно обсуждать ее с привлечением максимального количества участников конфликта (а по сути - это не конфликт, а трудовой спор), поощрять вступление в конфронтацию с проблемой, а не друг с другом с тем, чтобы выявить и устранить препятствия.
Диагностика рабочего времени на предприятии (УП "завод Транзистор" НПО "Интеграл") по следующим показателям:
1) средняя продолжительность операции (мин);
2) коэффициент использования рабочего дня;
3) коэффициент потерь рабочего времени по вине работника;
4) коэффициент потерь рабочего времени, не зависящих от работника;
5) коэффициент повышения производительности труда.
Для анализа организации труда составляется фактический и нормативный баланс рабочего времени. При составлении нормативного баланса все нерациональные затраты и прямые потери рабочего времени исключаются, за счет этого увеличивается оперативное время. Подготовительно-заключительное время, время организационного и технического обслуживания, время на отдых и личные надобности рассчитывается в процентах к полученному оперативному времени по соответствующим нормативам.
В результате сопоставления фактических затрат времени с нормативными выявляются излишние и подлежащие сокращению затраты подготовительно-заключительного времени, времени организационного и технического обслуживания, времени на отдых и личные надобности.
Далее изучаются причины, вызвавшие нерациональные и излишние затраты, потери рабочего времени, устанавливаются действительно необходимые затраты с учетом объема работ, который мог бы быть выполнен рабочим в течение наблюдаемого периода при отсутствии излишних затрат и потерь рабочего времени.
Путем сопоставления данных фактического и нормативного балансов рабочего времени определяются следующие коэффициенты: [6]
а) полезного использования рабочего времени:
, (1)
где Тнаб - время наблюдения;
Тп. т - время технологических перерывов;
б) полезного использования оборудования:
; (2)
в) потерь рабочего времени, зависящих от рабочего:
; (3)
г) потерь рабочего времени по организационно-техническим причинам:
. (4)
Определяется возможное повышение производительности труда за счет устранения потерь и нерациональных затрат рабочего времени:
, (5)
где - оперативное время по нормативному балансу;
- оперативное время по фактическому балансу.
Проведем анализ баланса рабочего времени оператора термических процессов УП "завод Транзистор" НПО "Интеграл", выполняющего химическую очистку пластин (таблица 1).
Таблица 1. Баланс затрат рабочего времени
№ п/п |
Индекс категории затрат рабочего времени |
Фактический баланс |
Проектируемый баланс |
Излишние затраты | |||
мин |
% |
мин |
% |
мин |
% | ||
1 |
ПЗ |
53 |
11 |
53 |
11 | ||
2 |
ОП |
280 |
58 |
349 |
73 | ||
3 |
ОБС |
19 |
4 |
19 |
4 | ||
4 |
ОТД |
32 |
6 |
30 |
6 |
2 |
0,4 |
5 |
НАБ |
26 |
6 |
30 |
6 | ||
6 |
П.Н. П |
52 |
11 |
- |
- |
52 |
11 |
7 |
П.Н. Д |
19 |
4 |
- |
- |
19 |
4 |
Итого: |
480 |
100 |
480 |
100 |
73 |
15 |