13. Расчет фактической экономической эффективности от совмещения профессий, функций, оценка социального эффекта.
При выявлении возможностей совмещения профессий исследуются все виды выполняемых работ, анализируется фактический баланс рабочего времени исполнителей.
Устанавливается:
• состав основных и вспомогательных работ;
• занятость каждого исполнителя;
• степень дублирования работ;
• удельный вес каждого из видов работ;
• удельный вес времени, затрачиваемого вспомогательными, обслуживающими рабочими;
• величина свободного времени, а также потерь рабочего времени, их причины.
При определении объема работ по основной и совмещаемой профессии необходимо учитывать:
• объем работ по совмещаемой профессии должен быть, как правило, меньшим, чем по основной;
• суммарная загрузка работников должна приближаться к нормативам (межотраслевым или отраслевым);
• сложность совмещаемых работ должна иметь минимальные колебания;
• совмещение должно обеспечивать нормальную занятость работников, уменьшение монотонности и повышение содержательности труда;
• расширение совмещения профессий допустимо до определенного предела, который обусловлен утомляемостью работника;
• для работников, занятых на участках с неблагоприятными условиями труда, следует выбирать такое совмещение профессий, при котором, можно снизить воздействие вредных факторов;
• операции, принятые для совмещения, не должны нагружать те же системы организма.
При отсутствии нормативных материалов объем работ может быть определен на основе ФРД (фотографии рабочего дня) с таким расчетом, чтобы сумма времени работы по основной и совмещаемой профессиям и времени на отдых соответствовала бы сменному фонду рабочего времени.
Для определения конкретной возможности совмещения профессий данным работником используется коэффициент возможного совмещения.
Наряду с совмещением профессий и функций важным направлением развития разделения и кооперации труда, рационального использования совокупного фонда рабочего времени и расширения профиля работы исполнителей является многостаночное обслуживание.
Многостаночное (многоагрегатное) обслуживание — это обслуживание, при котором рабочий (или бригада) одновременно (в течение рабочей смены) обслуживает несколько станков (агрегатов). При этом ручную работу на одних станках рабочий выполняет в течение машинно-автоматического времени работы других станков. Основное условие использования многостаночного обслуживания состоит в том, что машинно-автоматическое время каждого станка должно быть больше или равно тому времени, в течение которого рабочий занят обслуживанием всех остальных станков.
На практике наибольшее распространение получили 2 варианта многостаночного обслуживания.
1) Обслуживание нескольких станков-дублеров, т.е. станков, не связанных общим ритмом работы с другими станками и работающих независимо друг от друга, следовательно, остановка одного из них не вызывает остановку других.
2) Обслуживание станков, связанных общим ритмом работы.
Учет варианта многостаночного обслуживания имеет значение при определении количества станков и при выборе метода обслуживания.
При переходе на многостаночное обслуживание должна проводится необходимая подготовительная работа.
1) Необходимы проверка выполнения норм рабочими за ряд месяцев и анализ баланса рабочего времени и работы оборудования с целью выявления величины времени пассивного наблюдения, простоев, систематичности выполнения норм.
2) Определение оптимальной зоны обслуживания.
3) Выбор рационального функционального разделения труда между рабочими.
4) Отбор станков с учетом структуры оперативного времени и единообразия в методах управления ими.
5) Оснащение оборудования удобными пультами управления, приспособлениями и т.п.
6) Рациональное размещение (планировка) оборудования на рабочем месте, разработка удобных маршрутов передвижения многостаночника от одного станка к другому.
7) Подбор соответствующих деталей (изделий) для обработки в условиях s многостаночного обслуживания.
8) Разработка рациональных приемов и методов труда, обучение им рабочих.
9) Определение наиболее эффективных систем обслуживания многостаночного рабочего места.
10) Расчет экономической эффективности внедрения многостаночного обслуживания.
11) Обеспечение материальной заинтересованности рабочих в переходе на многостаночное обслуживание и в достижении высоких результатов их труда.
Основой расчетов многостаночного обслуживания является продолжительность и структура цикла многостаночной работы. Цикл многостаночного обслуживания — это время, в течение которого полностью осуществляются все регулярно повторяющиеся элементы оперативной работы на обслуживаемых станках.
Наиболее широкое распространение в промышленности получили 3 метода многостаночного обслуживания: сторожевой (дежурный), маршрутный и маршрутно-сторожевой. При сторожевом методе рабочий наблюдает за работой всех станков, подходит к ним, когда возникает необходимость. Этот метод возможен при обслуживании группы разнотипного технологического оборудования, станков-дублеров и целесообразен при обслуживании небольшого количества станков.
При маршрутном методе многостаночник по определенному маршруту обходит объекты, останавливаясь у тех, которые требуют обслуживания. Данный метод применяется повсеместно — в случае циклической и нециклической работы, но при большой зоне обслуживания.
Маршрут должен удовлетворять следующим требованиям:
1. должен быть наиболее коротким, чтобы рабочий как можно быстрее вернулся к месту, от которого ушел (чтобы быстрее устранить возможные возникшие за время его отсутствия неполадки);
2. обеспечивать равномерное обслуживание каждого станка, или участка рабочего места;
3. быть простым.
Маршрут может быть маятниковый, кольцевой (круговой), возвратный, поперечно-кольцевой.
Маршрутно-сторожевой метод обслуживания сочетает два первые методы. Его применение целесообразно при обслуживании нескольких станков, среди которых имеются станки, выполняющие однопроходные операции с большой длительностью технологического цикла, а также станки, выполняющие относительно короткие, но многопроходные операции. Тогда обслуживание первых, с длительным технологическим циклом, осуществляется по маршрутному способу, а остальных — по мере необходимости. Планировка многостаночного рабочего места должна обеспечивать, наряду с минимальным временем на переходы рабочего от станка к станку, следующее:
• свободный подход к каждому станку;
• прямую территориальную связь рабочей зоны с общими проходами и проездами, но без пересечения ими рабочей зоны;
• возможность свободного обзора всего обслуживаемого оборудования из любой точки маршрута обхода.
Заключение
Тенденции в изменении содержания и форм разделения и кооперации труда, связанные с техническим прогрессом и развитием на его основе организации производства и труда на предприятиях, различны и нередко противоречивы.