Самое трудное для меня — это вмешиваться в ход работы людей, требовать от них дополнительных усилий.
Чтобы лучше понять подчиненных, я стараюсь представить себя на их месте.
Я думаю, что управление людьми должно быть гибким — подчиненным нельзя демонстрировать ни железной непреклонности, ни панибратства.
Меня больше волнуют собственные проблемы, чем интересы подчиненных.
Мне приходится часто заниматься текущими делами и испытывать от этого большие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки.
Родители заставляли меня подчинятся даже тогда, когда я считал это неразумным.
Работу с людьми я представляю себе как мучительное занятие.
Я стараюсь развивать в коллективе взаимопомощь и сотрудничество.
Я с благодарностью отношусь к предложениям и советам подчиненных.
Главное в руководстве — распределить обязанности.
Эффективность управления достигается тогда, когда подчиненные существуют лишь как исполнители воли командира.
Подчиненные — безответственные люди, по этому их нужно постоянно контролировать.
Лучше всего предоставлять полную самостоятельность коллективы и ни во что не вмешиваться.
Для более качественного руководства нужно поощрять наиболее способных подчиненных и строго взыскивать с нерадивых.
Я всегда признаю свои ошибки и выбираю более правильное решение.
Мне приходится часто объяснять неудачи в управлении объективными обстоятельствами.
Нарушителя дисциплины я строго наказываю.
В критике недостатков подчиненных я беспощаден.
Иногда мне кажется, что в коллективе я лишний человек.
Прежде чем упрекать подчиненного, я стараюсь его похвалить.
Я хорошо взаимодействую с коллективом и считаюсь с его мнением.
Меня часто упрекают в чрезмерной мягкости к подчиненным.
Если бы мои подчиненные делали так, как я требую, я бы достиг гораздо большего.
Стиль управления |
Номера утверждений |
Авторитарно -единоличный |
1,6,7,12,13,18,19,24,25,30,31,36,37, 42,43,48,49,54,55,60 |
Пассивно -попустительский |
2,5,8,11,14,17,20,23,26,29Ю,32,35,38,41, 44,47,50,53,56,59 |
Единолично -демократический |
3,4,9,10,15,16,21,22,27,28,33,34,39, 40,45,46,51,52,57,58 |
Ключ-таблица к тесту
Тем не менее, подсчитав номера соответствующих утверждений и войдя в ключ-таблицу, можно определить степень выраженности авторитарно-единоличного, пассивно-попустительского или единолично-демократического стиля управления.
В зависимости от полученных сумм ответов степень выраженности будет различной:
минимальной (0—7),
средней (8—13),
высокой (14—20).
Если оценки минимальны по всем трем показателям, то стиль руководства считается неустойчивым и неопределенным. У опытного руководителя наблюдается комбинация различных стилей управления. На наш взгляд, более предпочтительным является сочетание авторитарного и демократического стилей, когда руководитель применяет более гибкие методы работы с людьми.
Для более полной характеристики индивидуального стиля и последующего совершенствования его можно руководствоваться следующими пояснениями.
Характеристика индивидуального стиля управления.
Авторитарно-единоличный
Минимальная (0—7): проявляется в слабом желании быть лидером, неустойчивых командных навыках, самоуверенности, упрямстве, стремлении доводить начатое дело до конца, критиковать отстающих и неспособных подчинённых.
Средняя (8—13): отражает хорошие лидерские качества, умение командовать действиями подчиненных, требовательность и настойчивость, стремление воздействовать на коллектив силой приказа и принуждением, целеустремленность и эгоизм, поверхностное отношение к запросам подчиненных, нежелание слушать предложения заместителей.
Высокая (14—20): раскрывает ярко выраженные лидерские качества и стремление к единоличной власти, непреклонность и решительность в суждениях, энергичность и жесткая требовательность, неумение учитывать инициативу подчиненных и предоставлять им самостоятельность, чрезмерную резкость в критике и предвзятость в оценках, честолюбие и низкую совместимость с заместителями, злоупотребление наказаниями, игнорирование общественным мнения.
Пассивно-попустительский
Минимальная (0—7): проявляется в неустойчивом желании работать с людьми, неумении ставить перед подчиненными задачи и решать их совместно, неуверенности и нечеткости в распределении обязанностей, импульсивности в критике недостатков подчиненных, слабой требовательности и ответственности.
Средняя (8—13): отражает стремление переложить свои обязанности на заместителей, пассивность в руководстве людьми, нетребовательность и доверчивость, податливость к постороннему влиянию и страх перед необходимостью самостоятельно принимать решения, чрезмерную мягкость к нарушителям, склонность к уговариванию.
Высокая (14—20): показывает полное безразличие к интересам коллектива, нежелание брать на себя ответственность и принимать Сложные решения, нетребовательность и самоустранение от управления, повышенную внушаемость и слабоволие, беспринципность и неумение отстаивать свою точку зрения, отсутствие целей деятельности и конкретных планов, попустительство, заискивание и панибратство.
Единолично-демократический
Минимальная (0—7): свидетельствует о слабом стремлении быть ближе к подчиненным, сотрудничать и выслушивать советы помощников, попытке направлять деятельность коллектива через заместителей и актив, некоторой неуверенности в своих командно-организаторских качествах.
Средняя (8—13): раскрывает устойчивое стремление жить интересами коллектива, проявлять заботу о подчиненных, оказывать доверие заместителям и поощрять их инициативу, реагировать на критику и опираться на актив, умение убеждать и разъяснять приказы, сочетать поощрение и принуждение, использовать просьбы и прислушиваться к предложениям подчинённых, развивать коллективное мнение.
Высокая (14—20): отражает умение координировать и направлять деятельность коллектива, предоставлять самостоятельность наиболее способным подчиненным, всемерно развивать инициативу и новые методы работы, убеждать и оказывать моральную поддержку, быть справедливым и тактичным в споре, изучать индивидуальные качества личности и социально-психологические процессы коллектива, развивать гласность и критику, предупреждать конфликты и создавать высоконравственную атмосферу в коллективе.
Приложение 5
Опросник
Уважаемый эксперт!
Просим Вас принять участие в психологическом исследовании, посвященном изучению качеств личности руководителя. Оцените по пятибалльной шкале степень значимости каждого умения в управленческой деятельности, добавьте умения, которые важны, но их нет в списке.