Данная выборка респондентов была разделена нами на четыре группы: мужчины и женщины, а также работники и студенты.
Для подтверждения выдвинутых нами гипотез на испытуемых были проведены следующие тесты ( см. приложение ) :
1) опросник для оценки потребности достижения успехов;
2) ассоциативный тест.
Опросник для оценки потребности достижения успехов предназначен для дифференцированной оценки двух связанных, но противоположно направленных мотивационных тенденций: стремление к успеху и боязни неудачи. Определенные сочетания этих мотивационных тенденций у человека по их силе создают определенный тип личности и предопределяют разное поведение.
Перед началом исследования по данному опроснику испытуемые получили инструкцию следующего содержания: «Перед вами - ряд утверждений, касающихся мыслей, чувств и действий человека в тех ситуациях жизни, где он может добиться успеха или избежать неудачи. Прочтя каждое утверждение опросника, выразите степень своего согласия или несогласия с ним, воспользовавшись следующей шкалой:
+ 3 – полностью согласен
+2 – согласен
+1 – скорее согласен, чем не согласен
0 – трудно сказать, и да, и нет
-1 – скорее не согласен, чем согласен
-2 – не согласен
-3 – полностью не согласен
Свои оценки необходимо ставить в баллах по данной шкале вместе с соответствующим знаком на отдельном листе рядом с порядковым номером суждения».
Замечание. В методике имеется два варианта опросника, мужской (форма А) и женский ( форма Б ). Они предлагаются испытуемому в соответствии с его полом.
Полученные данные обрабатывались нами при помощи ключей оценки данного опросника ( см. приложение ). Данные испытуемых по каждому из суждений переводились в баллы следующим образом. Если в ключе данное суждение помечено знаком «+», то оценки (в числителе) переводятся в баллы (в знаменателе) так:
-3 -2 -1 0 +1 +2 +3
1 2 3 4 5 6 7
Если в ключе соответствующее суждение помечено знаком « - «, то пользуются следующим соотношением:
-3 -2 -1 0 +1 +2 +3
7 6 5 4 3 2 1
Далее определялась сумма баллов, набранных испытуемыми по всему опроснику, и на ее основе определяли, какая мотивация доминирует у испытуемого.
Если эта сумма оказалась в интервале от 165 до 210, то делают вывод о том, что в мотивации достижения успехов у данного испытуемого доминирует стремление к успеху.
Если эта сумма баллов оказалась в пределах от 76 до 164, то делают вывод о доминировании стремления избегать неудачи.
И, наконец, если эта сумма баллов оказалась в пределах от 30 до 75, то никакого определенного вывода о доминировании друг над другом мотивации достижения успехов или неудач сделать нельзя.
На выполнение этого задания респондентам отводилось пять минут.
Ассоциативный тест, проведенный на респондентах, в нашем экспериментальном исследовании представлял собой следующую методику: испытуемым было предложено написать на листах бумаги как можно больше слов и словосочетаний, с которыми у них ассоциируются понятие «организационная (корпоративная) культура».
Целью данной методики является определение уровня представлений у респондентов о корпоративной культуре предприятия, организации.
В данном исследовании выборка была разделена нами на две группы – работники и студенты.
Время выполнения данного задания составляло пять минут.
После проведения используемых в данной курсовой работе методик, нами была произведена обработка полученных данных.
Обработка результатов опросника на оценку потребности достижения успехов происходила с использованием элементов математической статистики, т.е. мы находили стандартное отклонение σ (сигма) по формуле:
;
где - конкретное количество баллов у i – го респондента;
- среднее арифметическое значение баллов во всей выборке;
– число испытуемых.
В результате проведенных расчетов стандартное отклонение ( ) равно 18. Далее мы определяем верхнюю и нижнюю границу всей выборки ( ). Верхняя граница равна 147,7 балла, а нижняя граница 111,7 .
Результаты, полученные нами при проведении методики направленной на оценку потребности достижения успехов, представлены в сводной таблице 1.
Таблица 1.
Уровень стремления к успеху, баллы
Стремление к успеху |
Стремление избегать неудачи | ||||||
Мужчины |
Женщины |
Мужчины |
Женщины | ||||
169 |
- |
143 |
142 | ||||
166 |
- |
139 |
140 | ||||
165 |
- |
136 |
138 | ||||
- |
- |
130 |
137 | ||||
- |
- |
125 |
134 | ||||
- |
- |
123 |
128 | ||||
- |
- |
121 |
126 | ||||
- |
- |
119 |
122 | ||||
- |
- |
116 |
121 | ||||
- |
- |
110 |
115 | ||||
- |
- |
- |
113 | ||||
- |
- |
- |
99 | ||||
- |
- |
- |
95 | ||||