Должность социального педагога в образовательных учреждениях была введена в 1990 году специальным решением коллегии Гособразования СССР «О введении института социальных педагогов» № 14/4 от 13.07.90.
Социальная работа в целом – это деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и их добровольными помощниками, направленная на оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную для них жизненную ситуацию («Словарь справочник по социальной работе»).
Основная цель деятельности социального педагога: оказание профессиональной помощи (социально-педагогической поддержки) детям с различными социальными и педагогическими проблемами.
Объект социально-педагогической деятельности – дети с социально-педагогическими проблемами. Основные категории таких детей:
· дети-инвалиды;
· дети-сироты;
· дети-правонарушители;
· дети группы риска.
Задачи деятельности социального психолога:
· оказание социально-информационной помощи (обеспечение детей информацией по вопросам социальной заботы, поддержки, защиты);
· оказание социально-правовой помощи (содействие в реализации прав человека и прав ребёнка);
· оказание социально-реабилитационной помощи (оказание реабилитационных услуг в учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья детей);
· оказание социально-экономической помощи (содействие в получении пособий, компенсаций, адресной помощи детям, материальная поддержка сирот);
· оказание медико-социальной помощи (уход за больными детьми и профилактика их здоровья);
· оказание социально-психологической помощи (создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме ребёнка);
· оказание социально-педагогической помощи (создание условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, порождающих беспризорность и безнадзорность).
2. Данная профессия относится к виду Человек-Человек (по классификации Климова) и не предполагает использование каких-либо технических средств. При выполнении своих обязанностей социальный педагог может использовать печатную машинку или компьютер, однако, это лишь сопровождение его профессиональной деятельности, а не её сущность. Средства труда для социального педагога:
· использование знаний в области социологии, педагогики, психологии и права для оказания социально-педагогической помощи;
· использование технологий и методов социально-педагогической работы.
3. Деятельность социального педагога предполагает широкий круг общения. В процессе выполнения своих обязанностей социальный педагог взаимодействует с:
· детьми, имеющими социально-педагогические проблемы;
· с родителями;
· с педагогическим коллективом школы (или иного учебного заведения);
· с представителями органов социальной защиты;
· с представителями милиции и суда и т.д.
4. Организационные основы деятельности социального педагога:
ü Для социального педагога законодательством предусмотрена 36-часовая рабочая неделя (полная ставка). Распределение часов в течение рабочей недели определяется совместно администрацией организации и самим социальным педагогом.
ü Деятельность социального педагога протекает:
· в отдельном кабинете (с нормальными условиями физической и санитарно-гигиенической сред);
· по месту жительства детей, с которыми идёт работа;
· в органах социальной защиты, реабилитационных центрах, суде и т.д., где социальный работник представляет интересы ребёнка.
ü Напрямую социальный педагог подчиняется директору школы. Косвенно он отвечает так же перед органами социальной защиты.
ü Подчиненных нет.
ü Оплата труда социального педагога производится согласно тарификационной сетке с учетом имеющихся категории и разряда.
ü У социального педагога имеются следующие перспективы должностного продвижения:
· Вертикальные внутриорганизационные: при наличии среднего специального образования – классный руководитель, воспитатель и т.п.; при наличии высшего педагогического образования – учитель-предметник.
· Горизонтальные внутриорганизационные: при наличии высшего образования – завуч, директор школы.
· Внеорганизационные: переход на аналогичную должность в учреждения дополнительного образования детей, учреждения интернатного типа, дошкольные микроцентры социально-педагогической поддержки детства и т.п., а так же инспектором по делам несовершеннолетних в органы социальной защиты
ü Требования к общей педагогической подготовке: базовые знания в психологии (общей, возрастной, педагогической, социальной), физиологии, педагогике, социологии.
Требования к частной подготовке:
· Знание нормативно-правовой базы социально-педагогической деятельности;
· Знание теории и истории социальной педагогики;
· Владение методами социально-педагогической диагностики;
· Владение методами социально-педагогической поддержки;
· Владение методами планирования профессиональной исследовательской деятельности.
ü Для деятельности социального педагога необходимо осуществлять следующие направления профессионального совершенствования:
· Готовность к новому, что появляется в теории и практике социальной педагогики;
· Расширение теоретических познаний и практических умений в области педагогики, психологии, социологии, права;
· Личностный рост (морально-этическое совершенствование, а так же развитие в себе таких качеств как эмпатия, коммуникабельность, доброжелательность и т.п.).
Как и в любой другой профессии социальный педагог должен стремится достичь в своей деятельности высшего уровня профессиональной деятельности – уровня, системно моделирующего творчества (по Кузьминой Н.В.).
ü Социальный педагог большей частью самостоятельно занимается постановкой целей своей профессиональной деятельности. Иногда цели деятельности исходят от непосредственного руководителя – директора школы.
ü В отношении большей части профессиональных проблем социальный педагог сам принимает решения. С некоторыми проблемами он обращается к педагогическому коллективу или органам социальной защиты.
Противопоказаниями к деятельности социального педагога являются общие противопоказания педагогической деятельности:
· Сенсорные дефекты (резковыраженные дефекты слуха и речи);
· Нервные и психические заболевания;
· Инфекционные заболевания.
В настоящее время значительная часть социальных педагогов работает на основе среднего и высшего педагогического образования после прохождения специальных курсов по социальной педагогике. Однако во многих ВУЗах появилась отдельная специализация «социальный педагог». Квалификационная характеристика социального педагога утверждена приказом Государственного комитета СССР по высшему образованию в 1991 году и содержит три части: «Должностные обязанности», «Должен знать», «Квалификационные требования».