Семейные предприятия составляют значительную, если не большую экономически активную часть малых предприятий в целом, а успешных малых предприятий - особенно.
Адаптивность и устойчивость семейного бизнеса, его организационное единство очевидны, так как на бизнес структуру накладывается структура связей семьи, что дает мощный энергетический эффект предпринимательской активности. Фирма, в которой работают родственники, - это та же семья, в которой каждый занимает свою нишу и имеет высокий уровень мотивации.
Организация создает "инновационный" товар. Такие продукты представляют собой последнее слово техники или моды, спрос на них трудно предсказать. Добиться конкурентного преимущества в этой сфере можно лишь, когда менеджмент нацелен на максимально быстрое создание, освоение производства и выпуск на рынок такого товара. В качестве компенсации за риск и краткость существования инновационного товара его производитель получает относительную свободу от конкуренции и в итоге — возможность добиться высокой рентабельности.
Являясь одним из признаков экономического развития, инновационная деятельность способствует развитию производства и оздоровлению экономики.
Характер инноваций в торговых и производственных фирмах отличается. Торговые фирмы обычно не вкладывают средства и ресурсы непосредственно в разработку новых товаров и новинкой на локальном рынке может оказаться товар ранее там не представленный, но возможно разработанный достаточно давно.
Инновации в крупных и малых производственных фирмах также имеют характерные отличия. Крупные производственные или научно-производствен-ные фирмы могут себе позволить или должны финансировать фундаментальные научные проекты, разработку новых технологий, капиталоемкие исследования и т.д.
Под малыми инновационными предприятиями понимают компании, соответствующие законодательному определению малого предприятия и обладающие правами на интеллектуальную собственность, содержащуюся в предлагаемом для поддержки проекте. [[5]]
Менеджеры малого бизнеса обычно вынуждены управлять разработками таких новых товаров или услуг, в которых часто используются известные компоненты и технологии, но соединенных таким новым способом, который собственно и создает новый товар или услугу. Они внимательно отслеживают информацию, касающуюся соответствующей сферы деятельности, и активнее применяют технологические нововведения, которые способствуют преодолению негативных обстоятельств в деятельности фирмы (рост издержек, снижение конкурентоспособности товара и т.д.). Таким образом, малый бизнес сам является источником спроса на новинки для производственной сферы.
Специфичный для малого бизнеса недостаток средств, материалов, ресурсов, специалистов, времени, возможностей применения рекламы и т.д. делает его чрезвычайно чувствительными к колебаниям рыночной ситуации и внешних условий, заставляет менеджеров больше ценить рыночную информацию, искать свободные рыночные ниши и соответственно заниматься разработкой новинок.
Для менеджмента инноваций в малом бизнесе особенно важны прогнозы развития рынка в краткосрочном периоде и выработка правильной рыночной стратегии. Для достижения рыночных целей наряду с другими факторами ключевыми являются подбор параметров нового продукта, особенно оптимизация цены и количества, а также достоверность прогнозов спроса. Необходимо учитывать возможности производства, реализуемость производственной задачи, возможности предложения новинки, характер конкуренции и многое другое. В то же время узкие возможности не позволяют проводить серьезных и квалифицированных маркетинговых исследований.
Часто малое предприятие создается для реализации новой идеи и удачная инновация единственный шанс для нее. Просчеты могут оказаться фатальными. Отсюда у менеджеров возникает естественное желание прогнозирования результатов инновационной деятельности. Одним из лучших подходов применимых для подобных задач, возможно, являются различные методы моделирования рыночной ситуации и процесса нововведения.
Малое инновационное предпринимательство в России решает две задачи — обеспечивает занятость наиболее активной части научно-технического потенциала и является наиболее эффективным путем быстрого переноса накопленных ранее знаний в академической, вузовской, отраслевой науке, в том числе в области оборонных технологий и техники, на рынок товаров и услуг, базирующихся на интеллектуальной собственности;
Малое предпринимательство возникает и активно развивается во всех регионах России, начиная играть заметную роль в ее экономическом возрождении. Его роль в валовом внутреннем продукте уже составляет 6-10%.
Правительство Белгородской области оказывает большое внимание поддержке малого инновационного бизнеса. В течение ряда лет область взаимодействует с государственным Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по развитию малого наукоемкого бизнеса. За счет средств Фонда малым инновационным предприятиям оказывается финансовая поддержка в форме субсидирования части процентных ставок по банковским кредитам, полученным на реализацию инновационных проектов.
В 2003 году принято решение об оказании такой поддержки 13 малым инновационным предприятиям области в размере 1, 8 млн. рублей, а за последние 5-6 лет Фонд оказал помощь нашим малым инновационным предприятиям в размере 11 млн. руб.
Наиболее значимые проекты малых предприятий Белгородской области, поддержанные Фондом, реализованы в Белгороде и Шебекино:
1. Разработка и внедрение технологии производства акриловых фасадных красок «Белфас», быстросохнущей антикоррозионной грунтовки «ПРАЙМЕР», смол для ЛКМ.
2. Разработка комплекта новых отечественных стоматологических материалов.
3. Освоение производства эффективных моющих и чистящих средств для быта.
4. Разработка и освоение экологически чистой металлосберегающей технологии производства плашек круглых с применением новых способов получения заготовок.
5. Разработка конструкции пневмопривода и технологии удаления отложений в трубах теплообменников.[14, 24]
В развитии взаимоотношений малых и крупных предприятий можно выделить два основных периода:
ранний период реформ (1990 – 1996гг.), в котором преобладала специфическая российская модель их взаимодействия;
период становления рыночных отношений (1997 – н/в), когда эта модель стала сближаться с классической западной моделью.
Большую роль в формировании российского варианта модели взаимодействия имели способы и экономические механизмы образования малых предприятий.
В первый период значительная доля малых предприятий (более 30%) образовывалась в результате непосредственного дробления предприятий и означала по сути перетекание средств из государственного сектора в частный. [12]
На базе различных цехов крупного комбината возникало несколько автономных фирм, различных по специализации: столярный цех порождал малое предприятие по производству окон, дверей и другой столярной продукции; механический цех – малую фирму по оказанию услуг в ремонте машин и выпуску запасных частей и т.д.