Целями финансовой стратегии предприятий в данной ситуации должны быть:
· обеспечение их ликвидности и платёжеспособности на основе оптимального сочетания собственных и заёмных источников средств;
· получение прибыли и соответствующего уровня рентабельности, достаточного для удовлетворения всех своих потребностей для основной, инвестиционной и финансовой деятельности.
Для этого государство должно провозгласить, что главной целью его является макроэкономическое регулирование и борьба с инфляцией на основе поддержки национального производства. В этих целях необходимо:
· разработать систему экономических и финансовых показателей на всех уровнях, а также поддержки базовых отраслей экономики;
· создать условия, обеспечивающие возможность предприятиям заработать практически отсутствующие у многих из них собственные оборотные средства;
· принятие экономических мер, расширяющих возможности предприятий по использованию заёмных средств; в этих целях необходимо снижать учётную ставку ЦБ РФ до мирового уровня, ввести государственную гарантию по некоторым кредитам для отдельных предприятий;
· принять меры по резкому сокращению неплатежей и в этой связи неэффективных форм расчётов (предоплата, бартер, наличные деньги), по внедрению таких рыночных инструментов, как коммерческий кредит, вексель, чек;
· изменить налоговую политику, направив её на стимулирование производства и инвестиций;
· определение степени ликвидности и платёжеспособности предприятия;
· направить таможенную политику на защиту национального производителя и конкурентоспособных товаров.
Выбор стратегии предотвращения банкротства и эффективность мер предприятий по внедрению рыночных механизмов зависит от системы управления финансами на предприятии.[8]
Она в свою очередь определяется стратегическими целями и тактическими задачами деятельности предприятия. Основой этой системы должен быть финансовый менеджмент и входящий в него финансовый анализ, по итогам которого предприятие имеет возможность делать регулярную оценку своего финансового состояния.[10]
Главными направлениями этого анализа являются:
- оценка состояния имущества предприятия и источников его формирования, а также показателей структуры капитала;
- оценка состояния оборотных средств, определение их достаточности и типа финансового состояния;
- выявление тенденций оборачиваемости средств предприятии,
- определение степени ликвидности и платежеспособности предприятия;
- выявление тенденций рентабельности на основе системы показателей.
Главное в стратегии предотвращения банкротства предприятии, решении проблем ликвидности и платежеспособности заключается в профессиональном управлении оборотными средствами. С одной стороны, это предполагает оптимизацию источников оборотные средств на основе выработанной стратегии, с другой — размещение этих средств между материальными активами, а также в сферах производства и обращения. Большую роль при этом играет правильно выбранная кредитная политика, использующая кредит в качестве финансового рычага, однако при существующей учетной ставке это малореально.
Закон «О несостоятельности (банкротстве)» указывает на три как бы равноправные меры, которые должны предупреждать банкротство организации: финансовое оздоровление; назначение временной администрации; реорганизацию. Соответственно данному недифференцированному подходу критерии, при наличии которых организация будет считаться нуждающейся в финансовом оздоровлении (санации), в принципе те же, что и в случаях, когда в нее может быть направлена временная администрация или когда ей может быть предъявлено требование о реорганизации, и также противоречивы. Практически это означает, что при наличии одних и тех же оснований кредиторы по собственному усмотрению будут решать, какую из трех указанных мер применить к организации, нуждающейся, с их точки зрения, в повышенном внимании.
Основными мероприятиями по санации неплатежеспособных предприятий при определенной финансовой поддержке являются:
- внедрение новых форм и методов управления;
- конверсия, диверсификация, переход на выпуск новой продукции, повышение ее качества;
- повышение эффективности маркетинга;
- снижение производственных затрат;
- сокращение дебиторской и кредиторской задолженности;
- повышение доли собственных средств в оборотных активах за счет части фонда потребления (особенно средств, направляемых на выплату дивидендов) и реализации краткосрочных финансовых вложений;
- продажа излишнего оборудования, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, а также дочерних фирм и долей в капитале других предприятий;
- временная остановка капитального строительства;
- конверсия долгов путем преобразования краткосрочной задолженности в долгосрочную;
- расширение экспорта;
- сокращение численности занятых и др. При оценке финансового состояния предприятий и установлении структуры баланса проводится анализ финансового состояния, целью которого является определение степени его платежеспособности на основе структуры баланса. [12]
Закон «О несостоятельности (банкротстве)» однозначно определяет, как широко следует понимать содержание процесса финансового оздоровления предприятия. Данный процесс может включать в себя:
- оказание финансовой помощи организации его учредителями (участниками) и иными лицами;
- изменение структуры активов и пассивов организации;
- изменение организационной структуры;
иные меры, осуществляемые в соответствии с законами.
При наличии оснований для проведения санации управляющий на основании анализа финансового состояния и платежеспособности должника должен разработать план санации и представить его на утверждение собранию кредиторов не позднее семидесяти дней со дня своего назначения.
В плане санации должны предусматриваться меры по восстановлению платежеспособности должника и срок ее восстановления.
Платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии оснований для возбуждения конкурсного производства, установленных статьей 41 Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».
В случае отсутствия оснований для проведения санации должника управляющий разрабатывает план ликвидации должника - юридического лица либо план прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов (далее - план ликвидации) в срок, предусмотренный частью первой настоящей статьи.
Управляющий может разработать как альтернативные план санации и план ликвидации.
В план санации и план ликвидации включается заключение о финансовом состоянии и платежеспособности должника. [15]
План санации и (или) план ликвидации рассматриваются на собрании кредиторов, которое созывается управляющим не позднее восьмидесяти дней со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства. Управляющий в письменной форме уведомляет всех кредиторов о дате и месте проведения собрания кредиторов и предоставляет им возможность для ознакомления с планом санации и (или) планом ликвидации не менее чем за десять дней до даты проведения указанного собрания.