Отличительная особенность управления в сфере общественного производства заключается в том, что оно имеет дело со всей совокупностью общественных отношений. Обусловлено это тем, что человек выступает в производственном процессе не только как участник процесса кооперированного труда, но и одновременно как социальная личность, которой свойственный многообразные формы потребностей, побуждений и т.д.
Человек носитель и сгусток почти всех противоречий и в этом заключается сложность управления им как социальным явлением. К. Маркс (в «Тезисах о Фейербахе») определил человека как совокупность общественных отношений.
Резюме вышеизложенного сводится к следующему:
Предметом науки управления являются отношения управления. Отношения управления производством представляет собой сложный комплекс устойчивых взаимосвязей и взаимодействий людей и коллективов в процессе управленческого воздействия.
Отношения управления производством классифицируется по видам и по характеру.
Они подразделяются:
- на отношения между управляющей и управляемой подсистемами;
- на отношения управления внутри управляющей системы (между ступенями и уровнями управления);
- на отношения между руководителями и подчиненными в каждом звене управления (отношения субординации).
По всему характеру отношения управления производством подразделяются на:
- межличностные,
- межсистемные,
- смешанные.
Отношения управления подразделяются на:
а) отраслевые, т.е. отношения в пределах одной отрасли;
б) территориальные, т.е. отношения в пределах одного региона;
в) межотраслевые, т.е. отношения между организациями разных отраслей;
г) межрегиональные, т.е. отношения между организациями разных регионов;
д) территориально-отраслевые.
Отношения управления по числу организационных связей можно подразделить на простые и сложные.
Содержанием науки управления является выявления законов, закономерностей, разработка принципов, функций, форм и методов целенаправленной деятельности людей в процессе управления производством.
Задача науки управления производством состоит в том, чтобы объяснить механизм отношений управления производством и помочь практически находить пути и способы эффективного решения конкретных задач.
Теория управления производством – комплексная система знаний, которая включает следующие разделы:
- Методологические основы управления производством. Здесь раскрывается сущность управления, его содержание, закономерности и принципы управления.
- Учение о системе управления производством. В этом разделе освещаются организационные формы систем управления, функции и структура управления, сочетание различных уровней управления.
- Учение о механизме и методах управления как совокупности средств и рычагов воздействия. Здесь рассматриваются экономический, организационно - распорядительный, социально-психологический механизмы управления; их совокупность и взаимное воздействие.
- Учение о процессах управления, его свойствах, динамике, методах процесса управления; информационное обеспечение и решение как синтез процесса управления.
- Учение о качестве и эффективности управления. Здесь освещаются культура и стиль управления, искусство управления, а также оценка эффективности и пути ее повышения.
Наука управления производством возникает из запросов практики, которая составляет основу развития теории.
Содержания теории управления производством определяются объектом. Управление – это наука и искусство, в нем сочетаются объективное и индивидуальное.
В целом развитие науки об управлении в XX –веке условно выделить следующие этапы:
- 50-е годы – период чисто управленческих решений;
- 60-е годы – долгосрочное внутрифирменное планирование;
- 70-е годы – стратегическое планирование;
- 80-е годы – стратегический менеджмент;
- 90-е годы – открыли новый этап в развитии управленческой науки – исследование стратегических процессов [ПТПУ – 5. 2000]
Наука управления, как и любая другая наука, имеет предмет, теорию и метод.
Метод призван выработать систему различных средств и приемов изучения и обобщения явлений действительности в данной области знания.
Применяется множество методов в теории и практике управления. Сюда относятся:
- Диалектический метод. Все законы и категории имеют место в управлении;
- Конкретно-исторический подход – обязательное требование научной разработки проблемы управления производством;
- Комплексный подход – одно из условий эффективного изучения и разработки рекомендации по управлению.
- Аспектный подход – исследование одной из сторон отношений управления, одно из свойств. (Аспекты: политэкономический, социологический, философский и т.д.)
- Системный подход – он позволяет рассматривать как управляемую, так и управляющую систему как целостный комплекс взаимосвязанных элементов. Условием реализации системного подхода является методология системного анализа. Системный анализ служит одной из методологических основ проектирования организационных структур управления.
- Эффективным методом науки управления является моделирование. Оно заключается в построении модели управляемого объекта или субъекта управления, которая облегчает изучение их свойств и особенностей поведения.
- Используется методы эксперимента, социологические методы, методы мотивации и др.
Практическое упражнение (кейс) для проведения СРС
Предприниматель или менеджер
Роза Райхман является вице-президентом компании «Парсон Бринкерхофф», семнадцатой по величине инженерной компании Соединенных Штатов. Она начала свою карьеру в компании «Парсон Бринкерхофф» как свободный журналист в отделе корпоративных публикаций. Эта временная работа обернулась для нее работой постоянной, а потом, спустя короткое время, она стала главной отдела. В 1980 г. президент компании Анри Мишель сказал Райхман. что ей придется сократить штат своего отдела. Вместо этого Райхман спросила Анри Мишеля, можно ли ей оставить группу в полном составе и использовать услуги ее отдела, чтобы зарабатывать средства для компании. Он согласился.
В 1981 г. она преобразовала редакционно-издательский отдел в аккредитованное рекламное агентство, которое называлось «Пи Би Коммьюникейшенз». Поскольку маркетинг инженерных услуг был привычным для ее группы делом, они сначала открыли обслуживание своих фирм: архитектурных. Инженерных и управляющих строительством. В итоге, эта новая рекламная фирма начала предлагать свои услуги по рекламе в совершенно новых областях: юриспруденции, страховании, финансах и недвижимости. Ведение «бизнеса внутри бизнеса» может стать причиной нетипичных проблем. Как только издательский отдел организовал коммерческий центр, другие отделы в компании «Парсонс Бринкерхофф» должны были платить ему за его услуги. Именно тогда соответствующие отделы начали искать более выгодные условия в отношении стоимости и вида услуг за пределами компании. Многих людей в коммерческом центре приходилось убеждать, что инженеры компании «Парсонс Бринкерхофф»- это такие же важные клиенты, как и клиенты со стороны. Чтобы устранить волнения и сохранить ориентацию на внутрифирменное обслуживание» «Пи Би Коммьюникейшенз» должны были активизировать усилия в области маркетинга внутри компании и одновременно начинать кампанию по внешнему маркетингу. На сегодняшний день «новое предприятие» Розы Райхман имеет серьезный успех. Объем услуг, оказанных клиентам внутри самой фирмы «Парсонс Бринкерхофф» и вешним клиентам, превысил в 1986 г. 1,4 млн. долл. «Пи Би Коммьюникейшенз» продолжает искать новые пути и способы зарабатывать деньги, используя навыки редакционно-издательского отдела.