Контраргумент предположению, что социальный демпинг приведет вовлеченные в него страны к повышению конкурентных преимуществ, заключается в том, что низкозарплатная и низкопроизводительная трудоинтенсивная экономика выгодна для производства только некоторых видов продукции - algoritmdela.ru. В долгосрочном плане она будет испытывать недостаток технологических навыков, систем высокопрофессионального обучения и подготовки, а также динамики развития, необходимой для устойчивого экономического роста. Кроме того, в странах с низким уровнем заработной платы могут обостриться проблемы трудовых отношений.
Одна из основных проблем в системе управления персоналом заключается в найме такого человека, который подходил бы и к культуре так называемого европейского менеджмента, и к культуре отдельной компании. К примеру, может быть нанят молодой иностранный претендент из элитной бизнес-школы, знающий много языков, но в течение нескольких месяцев может обнаружиться, что этот человек не способен установить контакт со своими коллегами. Остальные сотрудники фирмы или конкретного отдела могут оказаться менее образованными или менее мотивированными и могут обнаружить, что им трудно работать с иностранцем. Хотя конкуренция среди коллег выступает важным фактором, основным является именно его принадлежность к другой нации. Иностранцы, со своей стороны, часто не понимают правил другой культуры, что затрудняет их общение с коллегами[13].
Другая проблема может возникнуть между линейными менеджерами и отделом управления персоналом или собственником компании при решении вопроса, кого нанимать — специалиста или человека с общими знаниями. Специалист — это человек, который обладает конкретными практическими знаниями и навыками в рамках своей профессии. Человек с общими знаниями в рамках своей профессии, как правило, не имеет узкой специализации. Специалисты отдела управления персоналом могут предпочесть нанять человека, обладающего потенциалом роста. По их мнению, навыкам можно научить, но потенциал работника к обучению либо присутствует, либо нет. Линейные менеджеры хотят видеть человека с конкретными знаниями и навыками в определенной области. Более подробные данные можно увидеть в табл. 1.
Таблица 1
Предпочтения в области найма специалиста или человека с общими знаниями в европейских странах
Страны |
Человек с общими знаниями (местный) |
Человек с общими знаниями (иностранец) |
Специалист |
Англия |
10,5 |
28,9 |
36,8 |
Франция |
10,9 |
3,1 |
29,7 |
Германия |
16,7 |
16,7 |
44,4 |
Италия |
12,2 |
14,4 |
26,7 |
Испания |
22,2 |
7,4 |
70,4 |
Европа в среднем |
13,3 |
13,3 |
36,1 |
Из таблицы видно, что итальянцы и испанцы предпочитают нанимать специалистов. К такой политике найма тяготеют и французы. Интересен тот факт, что немецкие менеджеры отдают предпочтение как местному персоналу с общими знаниями, так и иностранным сотрудникам с общими знаниями. В то же время немцы стоят на втором месте после испанцев по предпочтению найма специалистов с узкими знаниями. Испанцы фокусируются на найме персонала, который обладает конкретными практическими знаниями, и избегают принимать на работу выпускников элитных бизнес-школ. Например, знание иностранного языка менее важно для Франции, чем для Англии, Германии или Испании. Опыт работы за границей более ценится во Франции и в Италии. Кроме этого, информация о каждом кандидате должна включать возраст, образование, репутацию учебного заведения, результаты тестов по некоторым предметам в области менеджмента, предыдущий опыт работы, а также личные характеристики. Любая компания всегда анализирует достаточно большое количество критериев при подборе человека на определенную позицию. Каждый из этих критериев является существенным для менеджеров одной страны и может быть менее важным для менеджеров другой (см. табл. 2).
Таблица 2
Перечень некоторых главных характеристик, лежащих в основе принятия решения о найме в европейских странах
Европейские страны |
Англия |
Франция |
Германия |
Италия |
Испания |
Знание иностранного языка |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
Результат теста |
2 |
3 |
2 |
1 |
2 |
Умение вести малый и средний бизнес |
7 |
2 |
5 |
6 |
3 |
Выпускной ранг |
3 |
9 |
3 |
5 |
6 |
Рекомендации |
4 |
2 |
6 |
7 |
9 |
Международный опыт работы |
11 |
5 |
10 |
4 |
7 |
Общее образование |
5 |
4 |
14 |
11 |
5 |
Технические и специальные навыки |
20 |
6 |
4 |
19 |
13 |
Возраст |
17 |
10 |
8 |
9 |
4 |
Культура, национальность |
8 |
7 |
18 |
3 |
22 |