рефераты по менеджменту

Почему я выбрал профессию менеджера?

Страница
6

Один из способов развития концептуальных навыков — обучение методом сравнения — предложил Ч. Ханди. Суть этого метода состоит в следующем: «Нужно увидеть, как делают нечто другие, сравнить с тем, что делаем мы сами, и заставить себя объяснить отличия». Обучение методом сравнения практикуется в рамках научных конференций, участники которых сравнивают организации с организациями, в которых сами работают. Сопоставление организации с обязательным объяснением и комментарием отличий, позволяет выявить определенный образ мышления, что приводит к концептуализации полученного опыта, но это должны быть собственные концепции, основанные на личном опыте. Сама необходимость объяснения, почему ты делаешь то, что делаешь, причем тем, а не иным образом, концентрирует сознание, заставляет студентов развивать концептуальное мышление. Подобное изменение установок позволяет отойти от испытанных способов решения проблем, известных из прошлого опыта. Обучение через сравнение способствует приобретению нового опыта, пониманию и изменению восприятия. Концептуальные навыки позволят по-новому взглянуть на то, что мы делали, делаем и продолжаем делать, а главное, помогут выбрать правильное направление действий.

Работа менеджера была и остается ключевой в работе организации, а развитие кадров управления является важным условием успешного развития бизнеса. Обучение должно быть подготовкой к работе, что позволит сделать его востребованным, как со стороны руководителей организаций, так и людей, осваивающих профессию менеджера.

Особенности работы менеджера делают обучение традиционными методами неэффективным, так как знание менеджмента еще не делает человека менеджером. Работа менеджера оценивается по результатам работы всей организации, ему платят не за размышления и знания, а за умение добиться результата от людей в организации. Особенность работы менеджера необходимо учитывать в содержании учебных программ и методике их преподавания.

Качество обучения выражается в знании технологии решения этих задач, владении инструментом и наличии намерений. Представление обучения менеджменту через призму содержания и структуры его работы позволило выявить элементы проблемы, препятствующие повышению эффективности обучения и снижающие готовность слушателей к предстоящей работе в качестве менеджера.

* Содержание программ обучения не соответствует основным задачам, которые предстоит выполнять будущему менеджеру, а внимание преимущественно концентрируется только на приобретении знаний. Внести ясность в многообразие дисциплин можно посредством курсов, объединяющих полученные знания.

* Отсутствуют специализированные предметы, развивающие умения и навыки, связанные с владением и использованием «инструмента» менеджера. Так, менеджер должен не только слышать людей и выражать свои мысли, но и уметь убеждать и вдохновлять. Решением может быть добавление в программу обучения курсов по искусству, актерскому мастерству, публичным выступлениям, что позволит развить необходимые качества. Объединить умения и навыки возможно активными методами обучения (case method, action learning).

* Самым важным препятствием в обучении будущих менеджеров является формирование намерений, умения ставить цели, выбирать направление деятельности. О важности формирования намерений свидетельствует тот факт, что без самостоятельности в действиях результатом обучения будут хорошие администраторы, эффективно выполняющие поручения свыше, но испытывающие затруднения при определении направления деятельности. Развитие самостоятельности, «видения» и умения ставить цели, связано с изменением восприятия своего места и роли в мире бизнеса.

Развития самостоятельности в действиях можно добиться и через изменение направленности обучения, от стиля «мышление-деятельность» — через замыслы к результату, к стилю «деятельность-мышление» — сначала действовать, экспериментировать, получать опыт, а затем осмысливать результаты действий. Помощь в освоении этого стиля могут оказать исследовательские программы и обучение методом сравнения.

Главным при формировании эффективной программы обучения менеджменту является объединение содержательной, методической и концептуальной областей обучения единой логикой работы менеджера, которая заключается в постановке цели и достижении нужного результата с использованием способностей других людей.

Заключение

Сейчас огромное количество должностей мы называем "менеджерскими", громадное число людей сегодня считают себя менеджерами. Однако когда обращаешься к такому человеку с вопросом: "А какие, собственно говоря, управленческие задачи вы решаете?" - встречаешь в его глазах удивление, поскольку он никогда не думал о том, что на самом деле занимается руководящей работой. Он подозревал, что является "просто менеджером". Что означает "быть управленцем"? Деятельность управления содержит ряд определенных функций, владение которыми в достаточном минимуме дает право тому или иному человеку называть себя управленцем или менеджером. Несомненно, в число этих функций входит организаторская задача. Он должен обладать умениями планирования, нормирования и регламентации работы, анализа, коррекции норм и контроля. Ему необходимо знать, правильно ли все делается, отклоняется ли конкретный специалист от выполнения обязанностей по заданной норме или нет. Но арсенал профессиональных компетенций менеджера не может ограничиваться только организационной составляющей.

Прислушиваясь к общественному мнению, участвуя в дискуссиях, посвященных обсуждению социальной и профессиональной роли менеджера, я часто обнаруживаю критическое, а порой и резко критическое отношение к этой профессии.

Характерно использование уничижительных метафор по отношению к ней. Одних менеджеров сравнивают с тихо сидящими без дела, сытыми и довольными грызунами, производящими и потребляющими исключительно корпоративные привилегии и набивающими этими «приятностями» щеки. Других – с бесправными вьючными животными, способными только на одну форму протеста – сидячую забастовку. Распространенность «звериных» метафор при описании деятельности менеджера отнюдь не случайна. Она говорит о том, что в самой его профессиональной миссии содержится очень серьезный дефект.

Я часто размышляю, в чем, собственно, дело, что произошло с этой профессией, почему наши элитные кадры представляются в таком нечеловеческом облике. Может быть, сами менеджеры не очень рефлексивно выбирают занятие, не отдавая себе отчета в том, чем же им придется заниматься, какие обязательства они на себя примут, какие полномочия получат и в какие конфликты будут вовлечены? Мне кажется, что причина отсутствия критичности у менеджеров состоит в невнятности современного позиционирования этой профессиональной роли, размытости ее контуров. В качестве примера приведу музыку. Классическая – носила на себе знак элитарности. Современная популярная музыка доступна практически каждому, и лишь небольшое количество людей категорически не переваривают это творчество. Совершенно случайный человек может стать известным исполнителем – для этого не нужно уметь играть на музыкальных инструментах или обладать хорошими вокальными данными.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту