♦ Обязательное письменное выражение, не обязательно в уставе предприятия, но в любом случае на бумаге, чтобы довести до сведения каждого сотрудника. Концепция деловой активности работников — внутреннее дело предприятия. Демонстрация ее органам государственной власти, общественности, прессе не производит желаемого эффекта. Больше всего для изложения концепции эффективна форма брошюры.
Содержание концепции деловой активности. Концепция деловой (хозяйственной) активности организации (предприятия), как показывает опыт успешно работающих фирм, включает:
♦ ценностные ориентации владельцев предприятия, их представление о его назначении, миссии, кредо;
♦ степень самостоятельности предприятия, его роль в регионе, отрасли, обществе;
♦ принципы взаимоотношений с сотрудниками;
♦ цели предприятия (какую продукцию и для кого она выпускает, прибыль, инновации, перспективы экономического развития);
♦ потенциал предприятия (кадровый, в сфере сбыта, сервиса, науки).
Положения концепции должны предоставлять предприятию высокую степень свободы действий на длительный период времени. Они являются генеральными директивами конкретной фирмы, поэтому их нельзя обобщать настолько, чтобы они были применимы к другому предприятию. Концепция служит для идентификации конкретного предприятия, выражает его специфические цели, задачи, устремления, подчеркивает индивидуальный характер.
Общих правил разработки концепции деловой активности не существует. То же относится и к индивидуальным стилям лидерства или фирменному стилю управления. На уровне предприятий государственной формы собственности идея концепции хозяйствования своего практического развития не получила, в связи с чем для ООО, АО и предприятий других форм хозяйствования является достаточно новой. Планы о концепции деловой активности организаций, находящихся в условиях экономического кризиса, давно уже требуют своего практического воплощения. Ее внедрение должно учитывать две стороны управления предприятием: организационно-техническую, включающую его деловую сферу и принципы хозяйствования, относящиеся к предприятию как единому целому, и социально-экономическую, включающую сферу отношений, управления людьми и принципы поведения с группами людей, чьи интересы учитываются предприятием. Эти принципы являются наиболее существенными в концепции. Они исходят из того, что предприятие состоит из социальной и экономической подсистем и является сложной, динамической, открытой организацией людей.
В части, касающейся деловой сферы, в концепции определяются общие цели предприятия и предмет его деятельности.
При постановке общих целей, прежде всего, необходимо выделить приоритеты. Редко ставится одна конкретная цель, чаще предлагается основа координации интересов акционеров, наемных работников, в том числе менеджеров, и пути получения оптимальных результатов сотрудниками и владельцами предприятия.
К общим целям относятся статус предприятия в будущем, в том числе темпы приватизации, формы и структура собственности, а также развитие кадрового потенциала, экономический рост, положение на рынке, технико-технологическое развитие, организационное проектирование. На уровне концепции деловой активности цели и средства трудно различимы. Классическим примером является прибыль, которая все чаще становится средством достижения других целей, таких как собственность, качество, зарплата, условия труда, оборот капитала.
Весьма существенными для престижа организаций являются такие условия, как своевременная выдача денежных вознаграждений, сохранение численности рабочих мест, условия гарантии занятости.
При определении предмета деятельности предприятие обосновывает свое отличие от других, освещая следующие позиции: вид оказываемых услуг на рынке; приверженность определенным традициям; отрасль работы предприятия и его клиенты; гарантии экономической безопасности предприятия; типичные фирменные признаки (нетрадиционные .решения, ориентация на определенные слои населения и т.д.).
В части, касающейся интересов групп людей, в концепции обозначаются: система ценностей менеджмента, сотрудников, инвесторов, деловых партнеров и принципы их реализации.
Общие ценности предприятие обосновывает с помощью ответов на следующие вопросы:
♦ Каков этический уровень менеджеров предприятия?
♦ Какой стиль лидерства на предприятии считается рациональным?
♦ Какие нормы должны определять межличностные коммуникации?
♦ Каково соотношение интересов человека и производства? Ответы на эти и подобные вопросы составляют философию
предприятия, его миссию и должны лежать в основе действий на всех уровнях управления. "Лучше потерять деньги, чем доверие", этого девиза придерживаются многие фирмы. Концепция деловой активности нацелена на то, чтобы завоевать и сохранить доверие сотрудников.
Интересы сотрудников, акционеров и собственников. Акционеры и собственники по отношению к предприятию являются его инвесторами. Их интересы непосредственно связаны с успехами фирмы. То же самое относится и к сотрудникам. Поэтому данный раздел концепции чрезвычайно важен. Принципы управления сотрудниками целесообразно финансировать отдельно. Наиболее приемлемыми для предприятий социальной рыночной экономики оказались следующие принципы:
♦ лояльность к сотрудникам;
♦ ответственность сотрудников и подчинение установленному порядку;
♦ приоритет заботы о сотрудниках над заботой о производстве;
♦ управление в соответствии с целями организации;
♦ обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах;
этические обязательства и обязательность контроля.
Обязательства по отношению к сотрудникам включают следующие позиции: условия и оплата труда, гарантии рабочих мест, участие в прибылях, социальные льготы, возможность повышения квалификации, карьеры, сотрудничество и определенная свобода действий в духе солидарного стиля управления, участие в подготовке решений, развитие самоуправленческих начал трудовых коллективов. Но такие обязательства не должны быть односторонними, поэтому в них отражаются и те надежды, которые возлагает предприятие на работников. Эти обязательства являются существенной частью концепции деловой активности, одним из ее центральных моментов.
Обязательства по отношению к инвесторам (акционерам и собственникам) требуют предоставления им со стороны менеджеров предприятия самой разнообразной информации и согласованных (приемлемых) размеров начисляемых на вложенный капитал процентов.
Успехи фирмы зависят и от ее клиентов. Последние являются важнейшими в группе деловых партнеров, куда относятся также поставщики и предприятия, связанные с фирмой деловыми обязательствами.
Первенство предложения над спросом, жесткая конкуренция на насыщенных рынках повышают внимание к клиентам, которое выражается в особых требованиях к маркетингу, качеству проектирования изделий и их изготовления, сервису, обслуживанию отдельных клиентов и положительной реакции на рекламации. Так, например, мебельная промышленность Германии отказалась даже от мелкосерийного производства кухонной и другой мебели и работает только по индивидуальным заказам, которые осуществляются через фирменные магазины.