Введение
С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины "менеджмент" и "менеджер", быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш словарный обиход, заменив такие термины, как "управление", "управленческая деятельность", "руководитель", "директор". Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин "управление" имеет более широкий смысл. Вообще, "управление" это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер.
Прежде чем говорить о менеджере, его функциях и полномочиях, надо ввести понятие "менеджмента". Этот термин произошел от американского "management" - управление. Менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Это понятие более узкое и применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций.
Если немного раскрыть определение "менеджмента", то мы увидим, что в него входит:
· изучение рынка (спроса, потребления), т. е. маркетинг и прогнозирование;
· производство продукции с минимальными затратами и реализация ее с максимальной прибылью;
· управление персоналом, следовательно, знание социологии, психологии, а также анализ информации и разработка программ для достижения поставленной цели.
Целью данной работы является всестороннее изучение менеджера, его функций, прав и полномочий.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1. рассмотреть понятие менеджера, так как оно является основополагающим для изучения данной темы;
2. определить функции, которые менеджер исполняет в ходе осуществления им полномочий;
3. дать характеристику качествам менеджера;
4. выявить полномочия которыми наделен менеджер.
В первой главе курсовой работы рассматривается теоретическая часть. Изучаются общие понятия, характеризуется вид деятельности которой занимается менеджер, выявляются основные проблемы связанные с предметом изучения.
Во второй главе рассматривается практическая часть курсовой. Рассматривается на примере осуществление полномочий менеджером, приемы которые применяются менеджером для разрешения стоящих перед ним задач, способы достижение им поставленных целей.
Для раскрытия данной темы в работе использовались не только пособия по менеджменту, но и литература использующая в своем содержание основы психологии.
Глава I. Теоретическая часть
Термин "менеджер" имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно к:
1. организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;
2. руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);
3. руководителю по отношению к подчиненным;
4. администратору любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными методами и др.
К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования. Можно выделить несколько ролей, в которых выступает менеджер:
· Менеджер-дипломат.
Среди навыков и умений менеджера - способность ведения переговоров выступает как значимое свойство. Сейчас менеджеры высшего звена тратят большую часть своего времени на установление контактов.
· Менеджер-инноватор.
Производительность труда гораздо проще повысить на базе новой техники и технологий, чем постоянно ремонтировать старое оборудование.
· Менеджер-управляющий.
От него в частности требуется:
1. наличие общих знаний в области управления предприятием;
2. компетентность в вопросе технологии производства в той отрасли производства, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности;
3. владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;
4. принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении.
Так как принятие управленческого решения - это сложный процесс, я бы хотела рассмотреть его подробней.
Управленческое решение - это творческий акт субъекта управления направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления. Любое управленческое решение проходит через три стадии:
1. Уяснение проблемы:
a) сбор информации;
b) анализ полученной информации;
c) выяснение актуальности;
d) выяснение, определение условий при которых эта проблема будет решена.
2. Составление плана решения:
a) разработка альтернативных вариантов решения;
b) сопоставление альтернативных вариантов решения с имеющимися ресурсами;
c) оценка альтернативных вариантов по социальным последствиям;
d) оценка альтернативных вариантов по экономической эффективности;
e) составление программ решения;
f) разработка и составление детального плана решения.
3. Выполнение решения:
a) доведение решений до конкретных исполнителей;
b) разработка мер поощрений и наказаний;
c) контроль за выполнением решений.
Методы принятия управленческих решений.
Методы - это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема:
1)Декомпозиция. Представление сложных проблем, как совокупности простых вопросов.
2)Диагностика. Поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь. Используется при ограниченных ресурсах.
3)Экспертные оценки. Формируются какие-либо идеи, рассматриваются, оцениваются, сравниваются.
4)Метод Делфи. Экспертам, которые не знают друг друга, даются вопросы, связанные с решением проблемы, мнение меньшинства экспертов доводится до мнения большинства. Большинство должно либо согласиться с этим решением, либо его опровергнуть. Если большинство несогласно, то их аргументы передаются меньшинству и там анализируются. Этот процесс повторяется до тех пор, пока все эксперты не прийдут к одному мнению, либо перейдут к тому, что выделятся группы, которые не меняют своего решения. Этот метод используется для достижения эффективности.
5)Метод неспециалиста. Вопрос решается лицами, которые никогда не занимались данной проблемой, но являются специалистами в смежных областях.
6)Метод теории игр. Задачи решаются в условиях полной неопределенности.