Каждый из элементов экономического потенциала может оцениваться с различной степенью детализации. Сущность таких методик сводится преимущественно к исследованию загрузки оборудования, технического уровня отдельных его видов, оценке отдельных элементов применяемой технологии и т.д. Помимо этого для оценки производственного потенциала необходим анализ существующих на предприятии условий для выпуска продукции, а именно зданий, сооружений, системы коммуникаций, производственных площадей. Необходимо также учитывать и рыночную стоимость основного капитала.
Уровень производственного потенциала во многом определяется потенциалом рынка, т.е. абсолютным (относительным) объемом товаров, которые могут быть закуплены или потреблены тем или иным сегментом рынка за определенный временной период.
Научно-технический потенциал представляет собой совокупность кадровых, материально-технических, информационных, инновационных и организационных ресурсов, предназначенных для достижения стоящих перед предприятием целей стратегического развития и поддержания конкурентоспособности.
Совокупность инновационного и информационного потенциалов характеризуется в основном своевременностью периодического обновления производства, сменой или усовершенствованием технологий, разработкой новых продуктов, а также возможностью качественной обработки и анализа проходящей информации.
Оценка инновационного потенциала предприятия призвана определить степень обеспеченности конкурентоспособности продукции или услуг предприятия по научно-техническим показателям конкурентоспособности предприятия в целом.
Различают два основных типа инновационной стратегии:
– адаптивную, когда предприятие использует нововведение как ответную реакцию на изменение рыночных условий в целях сохранения своих позиций на рынке, т.е. в целях выживания;
– конкурентную, когда нововведение используется в качестве отправного пункта для достижения успеха, средства получения конкурентных преимуществ.
Информационный потенциал предприятия выражается в оптимальности использования и быстроте прохождения информационных потоков на предприятии. Информация сама по себе обладает целым комплексом специфических свойств: она не расходуется в процессе потребления, не ограничена потреблением. Вместе с тем степень отлаженности информационного механизма напрямую воздействует на производственный процесс. Помимо этого быстрота реакции на внешнюю информацию и способность эффективно и своевременно ее использовать в настоящее время позволяют не только предприятиям выжить, но и значительно укрепить свои позиции.
Л.С. Сосненко в своей монографии «Анализ экономического потенциала действующего предприятия» рассматривает вопросы экономического анализа финансового положения предприятия и считает, что результат финансово-хозяйственной деятельности рассматривается как достижение определенного уровня экономического потенциала, состоящего из имущественного потенциала и финансового положения предприятия.
Модель экономического потенциала предприятия также может определяться:
– объемом и качеством имеющихся у предприятия ресурсов, включающих основные производственные и непроизводственные фонды, нематериальные активы, оборотные фонды, фонды обращения, численности работников;
– способностями менеджеров и работающих (как наемных, так и собственников) к созданию продукции оптимально использовать имеющиеся у предприятия ресурсы.
Подобно тому, как на предприятии помимо производственных протекает целый спектр иных процессов, безусловно, связанных с производством, рассматривать и исследовать такие процессы только лишь через призму производства невозможно, так же как и невозможно изучить и охарактеризовать коллектив через исследование только лишь характера трудовой деятельности каждого его члена.
Бытовавшее представление (свойственное механическому подходу к исследованию объектов) базировалось на том, что понимание объекта происходит через мысленное или физическое разделение его на части. Понимание частей, в свою очередь, также предполагает деление на более мелкие составляющие, и так до бесконечности. И поскольку такому процессу не будет завершения, для проведения анализа конкретного объекта необходимо осознать возможность его исследования как целого.
Исследование отдельных составляющих экономического потенциала предприятия и разработка мероприятий по их развитию не могут дать положительного эффекта уже потому, что не исследовано и не обосновано влияние таких составляющих друг на друга и на целостную систему, под которой мы подразумеваем экономический потенциал.
Анализируя экономический потенциал конкретного предприятия в ряду отраслевых предприятий по основным его элементам, можно выявить уровень его конкурентоспособности и, таким образом, свести анализ экономического потенциала предприятия в рыночных условиях к анализу его конкурентоспособности. Следовательно, можно говорить о конкурентоспособности потенциала предприятия, под которой понимается сравнительная комплексная оценка состояния важнейших параметров его потенциала относительно выбранных стандартов (схожего предприятия, отрасли, мировых аналогов).
В то же время нельзя определенный уровень экономического потенциала рассматривать как константу. Применительно к конкурентоспособности предприятия потенциал напрямую связан с целями развития и поэтому планирование развития потенциала предприятия предполагает включение целого ряда таких этапов, как:
– оценка структуры, динамики и эффективности использования производственных ресурсов и возможностей предприятия, его доли или занимаемого положения на рынке;
– определение уровня конкурентоспособности основных видов продукции, самого предприятия и его совокупного капитала;
– анализ имеющихся производственных резервов и потерь экономических ресурсов на предприятии;
– выбор основной стратегии и тактики развития потенциала предприятия;
– планирование развития потенциала предприятия с учетом выбранных перспективных целей и имеющихся ограничений ресурсов;
– осуществление запланированных мероприятий, связанных с обеспечением экономического роста и развитием потенциала предприятия.
Таким образом, конкурентоспособность предприятия напрямую связана с повышением уровня развития его потенциала и его основных составляющих, и невозможно было бы неправомерно сводить исследование экономического потенциала предприятия исключительно к отдельным функциональным потенциалам. Поскольку предприятие функционирует в рыночной макросистеме, то очевидно, что развитие каждой составляющей экономического потенциала необходимо рассматривать вкупе с потенциалом рынка (характеризующимся емкостью, отлаженностью, уровнем и темпами развития), потенциалом конкурентов и государственным потенциалом.
Л.С. Сосненко рассматривает деятельность предприятия с точки зрения использования и формирования экономического потенциала. Таким образом, управление деятельностью предприятия – это управление использованием имеющегося экономического потенциала предприятия. Известно, что деятельность предприятия осуществляется под воздействием внешней и внутренней среды, следовательно, анализ формирования экономического потенциала позволяет выявить резервы увеличения его, как внутренние, так и внешние.