Навыки решения проблем означают способность выявить, какие данные необходимы работнику для решения проблем, определить их источник и на основе этого прийти к логическим выводам. Каждая из основных групп может быть оценена в простейшем варианте единой оценкой, однако в большинстве случаев предполагается более содержательный анализ в рамках каждой из основных групп.
Разработку системы факторов специалисты кадровой службы должны вести непосредственно во взаимодействии с руководителями, в чьем подчинении находятся должности данной профессиональной группы.
Управленческие навыки могут быть раскрыты как "навыки коммуникации", "координация усилий", "представительство". Так же как "внимательное отношение к подчиненным" для характеристики руководителей, они являются составной частью знаний и навыков эффективного менеджера.
Заключение
Оценка персонала компании с численностью 30 – 50 человек (не говоря о корпорациях с многотысячным персоналом) может представлять достаточно кропотливый и трудоемкий процесс. И это происходит не только из –за технической сложности анализа всей совокупности оценок по каждому из сотрудников и составления всех необходимых оценочных документов. Практически не осуществим просчет " вручную" различных сценариев оценки персонала, т.е. определение общей интегрированной оценки сотрудников компании при различных значениях весовых коэффициентов показателей оценки, хотя такая задача актуальна при принятии управленческих решений.
Очевидно, что без соответствующей компьютерной программы, которая взяла бы на себя все технические сложности, оценка и аттестация персонала вместо эффективной управленческой технологии могут превратится в рутинную, формальную процедуру, не окупающую вложенные в нее усилия и время. Для эффективного решения задач, стоящих перед оценкой персонала, программа должна предоставлять возможность:
Гибкой настройки системы оцениваемых показателей под специфику деятельности компании;
Автоматизированного составления оценочных документов;
Определения различных весовых коэффициентов для оцениваемых показателей.
На Западе многочисленные компьютерные фирмы и консультативные компании предлагают всевозможные программные продукты автоматизации оценки персонала.
В России на данный момент наблюдается не только дефицит программных средств оценки персонала, но и полное отсутствие компьютерных программ поддержки принятия управленческих решений в области управления человеческими ресурсами. Такие программы как "1С – Кадры", "БОСС – Кадровик" и т.д. по сути дела они направлены не решение сугубо учетных и юридических задач, но никак не управленческих вопросов. Возможной причиной указанной проблемы является сильная недооценка в нашей стране значимости человеческого капитала как важнейшего в постиндустриальном обществе фактора производства и конкурентоспособности предприятия.
Одной из немногих средств автоматизации оценки персонала в отечественной практике является компьютерная система "Оценка персонала", разработанная консультативной компанией "ТОР – Консультант". В этой программе присутствует на редкость удачное сочетание возможности проведения оценки по различным сценариям, построения отчетных оценочных форм, с одной стороны, и максимальная простота в использовании – с другой. Кроме проведения экспертной оценки в программе предусмотрена возможность оценки при помощи тестирования, т.е. фактически обеспечена реализация одного из самых передовых методов оценки персонала – шкалы наблюдения за рабочим поведением.
Приложение А
Оценочная форма для метода письменных характеристик
Ф. И.О. сотрудника
Должность _
Дата начала работы
Оценка работы
Рекомендации по развитию сотрудника _
Подпись оцениваемого сотрудника _
Подпись оценивающего менеджера
Приложение Б
Рейтинговая шкала оценок (пример)
Бальная оценка |
Уровень эффективности |
5 |
Отлично |
4 |
Хорошо |
3 |
Приемлемо |
2 |
Плохо |
1 |
Неприемлемо |
Ф. И.О. сотрудника
Должность _
Подразделение
Показатели работы |
Оценка | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
Качество работы | ||||||
Производительность труда | ||||||
Профессиональные знания | ||||||
Трудовая дисциплина | ||||||
Инициативность | ||||||
Исполнительность | ||||||
Аккуратность | ||||||
Приложение В
Форма постановки целей оценки.
Должность руководителя/ специалиста _
Количественные цели:
Снизить/увеличить с до за
с до _за
Качественные цели:
Разработать
Внедрить _
Усовершенствовать
Приложение Г
Список целей должности
За период с _по _
_
№ п/п |
Формулировка целей должности |
Дата достижения |
Оценка исполнения (н, с, в) |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
Обозначения: н – ниже требований; с – соответствует требованиям; в – выше требований. |