Немаловажным фактором является и то, что с юридической точки зрения сотруднику не может быть сокращен оклад, он не может быть понижен в должности или уволен на основании результатов, полученных в ходе оценки персонала, это может произойти только по результатам аттестации. Иначе в случае обращения в суд работника, недовольного управленческими решениями, принятыми по результатам оценки персонала, у предприятия неизбежно возникнут проблемы.
Немаловажным является и то, что цели оценки персонала значительно шире целей аттестации. Аттестация направлена исключительно на выявление соответствия специалиста занимаемой должности, причем учитываются только профессиональные знания, умения и навыки работника (без учета личностных характеристик, которые, тем не менее, тоже влияют на эффективность работы) и только на текущий момент, т.е. отсутствует оценка способностей, потенциала работника.
Оценка персонала выявляет не только соответствие работника занимаемой им должности, но также направлена и на оценку потенциала сотрудника, планирование его карьерного роста, получение обратной связи и др.
В условиях минимизации расходов оценка персонала может быть более важна. Она проще в применении, а ее процедура гибче относительно конкретных задач. При этом на основе оценки можно определить потенциальные возможности сотрудника и таким образом гарантировать правильное расширение его функционала.
Какой бы выбор компания ни сделала, для того чтобы найти "сильные и слабые звенья", следует учитывать, что кризис пройдет, а имидж компании, заработанный за это время, останется.
Приложение А
Методы оценки и аттестации персонала. Характеристики применения | |||||
Характеристика метода |
Аттестация |
Ранжирование |
Оценочные шкалы |
Оценка по результатам (МВО) |
Assessment Center |
Возможность количественной оценки |
Нет |
Частично |
Есть |
Частично |
Частично |
Трудоемкость |
Высокая |
Низкая |
Низкая |
Высокая |
Высокая |
Приемлемость для сотрудников (понимание, эмоциональные реакции и пр.) |
Средняя |
Низкая |
Средняя |
Высокая |
Высокая |
Приемлемость для руководителя (понимание выгод) |
Средняя |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
Возможность для обоснования вознаграждений |
Низкая |
Средняя |
Средняя |
Высокая |
Низкая |
Полезность для обсуждения с сотрудниками |
Низкая |
Низкая |
Средняя |
Очень высокая |
Высокая |
Возможность для определения потенциала к росту |
Средняя |
Низкая |
Низкая |
Высокая |
Очень высокая |
Приложение Б
Основные задачи и методы оценки персонала | ||
Задача оценки |
Методы |
Критерии оценки |
Оценка качества управленческой деятельности руководителей |
Управление по целям |
Успешность выполнения производственных задач Профессиональные навыки, знания, умения Личностные качества |
Ранжирование |
Профессиональная компетентность Производительность Качество работы Ответственность Дисциплинированность Самостоятельность в принятии решений Особенности стиля управления | |
360 градусов |
Профессионализм Инициативность Ориентация на результат Видение Умение принимать решения Лидерство Авторитетность Формирование команды Самоорганизация Организаторские способности Уровень и качество взаимодействия внутри организации, вне организации | |
Ассесмент-центр |
Оценка управленческих компетенций по конкретную задачу: оптимизация процесса управления, уровень анализа проблем и принятия решений, помощь подчиненным, использование собственного потенциала | |
Оценочное интервью |
Результативность деятельность (количественные и качественные показатели) Приверженность цели и политике аэропорта Структура мотивации Уровень достижения результатов | |
Принятие решения по результатам окончания испытательного срока при назначении на должность руководителей |
Управление по целям |
Профессиональные навыки, знания, умения Результаты деятельности Успешность выполнения производственных задач Уровень адаптации |
360 градусов |
Профессионализм Инициативность Ориентация на результат Видение Умение принимать решения Лидерство Авторитетность Формирование команды Самоорганизация Организаторские способности Уровень и качество взаимодействия внутри организации, вне организации | |
Профессиональное тестирование |
Профессиональные навыки, знания, умения | |
Экзамен, зачет |
Знания нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность | |
Оценочное интервью |
Результативность деятельность (количественные и качественные показатели) | |
Формирование кадрового резерва |
Управление по целям |
Успешность выполнения производственных задач Результаты деятельности Профессиональные навыки, знания, умения Личностные качества |
Ранжирование |
Профессиональная компетентность Качество работы Самостоятельность в принятии решений Способность к управленческой деятельности | |
360 градусов |
Лидерство Работа в команде Самоорганизация Организаторские способности Инициативность Способность к адаптации | |
Специализированные семинары |
Управленческий потенциал Стиль деятельности Стиль управления Лидерство Умение принимать решения | |
Оценочное интервью |
Профессионализм Мотивация Инициативность Способность к приятию ответственности | |
Психологическое тестирование |
Структура мотивации, Индивидуально-личностные особенности Интеллектуальный уровень Управленческий потенциал | |
Определение эффективности деятельности наставников |
360 градусов |
Помощь сотрудникам Мотивация сотрудников Поддержание традиций, норм и правил профессионального поведения Педагогические навыки, знания, умения Качество взаимодействия внутри организации, во вне организации |
Ранжирование Рейтинговые шкалы |
Профессиональная компетентность Склонность к педагогической деятельности | |
Оценочное интервью |
Профессионализм Мотивация Педагогические навыки, знания, умения Успешность нового сотрудника | |
Подбор кандидата на замещение вакантной должности |
Оценка резюме, интервью |
Профессиональный опыт, структура трудовой мотивации |
Профессиональное тестирование |
Профессиональные навыки, знания, умения | |
Ситуативные методы |
Особенности профессиональной деятельности Индивидуальный стиль деятельности | |
Психологическое тестирование |
Индивидуально-личностные особенности, структура мотивации, интеллектуальный уровень, структура памяти, внимания. | |
Проверка рекомендаций |
Профессиональный опыт, аспекты безопасности | |
Ассесмент-центр (индивидуальное глубинное интервью) для подбора высшего руководящего состава |
Управленческие компетенции, Стиль управления, принятия решений | |
Аттестация |
Аттестация |
Оценка соответствия работника занимаемой должности |