В настоящее время отбор кандидатов на вакантные должности занимает в механизме управления персоналом особое место, поскольку, во-первых, весь коллектив предприятия является результатом отбора. Во-вторых, принятие решений по этому вопросу обеспечивает приток на предприятие наилучших кадров. В-третьих, ошибки, допущенные при отборе достаточно сложно исправлять, малорезультативный работник может "зависнуть" в организации, и в дальнейшем его будет сложно уволить.
Именно поэтому многие компании в работе с персоналом предпочитают сосредоточивать средства и усилия на отборе, а не на изобретении сложных систем мотивации и воспитании малорезультативных работников. Отбор среди претендентов в таких компаниях базируется на достаточно простом принципе: лучше не взять на работу нескольких подходящих кандидатов, чем принять одного неподходящего работника.
Основой отбора выступает перечень тех качеств, которым должен удовлетворять претендент. В самом общем виде такими качествами являются:
· образовательный и профессиональный уровень, определяемый будущими должностными обязанностями (уровень образования, законченное учебное заведение, полученная специальность, общий стаж работы и стаж работы по специальности);
· производительность и качество труда;
· отношение к работе (отношение работника к средствам производства, его стремление к бездефектному труду, честность в отношениях с коллегами, серьезное отношение к своим обязанностям, дисциплинированность и пунктуальность, желание иметь стабильную работу в течение длительного времени);
· инициативность (способность ставить перед собой конкретные цели, которых человек стремится достичь, упорство в их достижении, умение преодолевать трудности);
· адаптивность (умение человека адекватно реагировать на происходящие изменения и приспосабливаться к ним);
· готовность к сотрудничеству (умение человека уважать и эффективно выполнять совместную работу с разными людьми, эмоционально поддерживать своих коллег, своевременно вовлекая их в рабочий процесс, поддерживая с ними продуктивные рабочие отношения и информируя о создавшейся ситуации);
· умение общаться (стремление понять других и быть понятым ими и умение кратко и четко формулировать и выражать свои мысли);
· наличие качеств лидера (представление человека о том, чего можно достичь; умение наметить курс действий и заставить людей выполнить взятые ими на себя обязательства, способность руководить и готовность подчиняться);
· умение решать проблемы (способность человека разбираться со сложными данными и учитывать мнение остальных людей).
Данные качества, разумеется, не являются исчерпывающими. Каждое предприятие, исходя из собственной культуры, вырабатывает свои критерии, которым должен удовлетворять претендент. При этом следует обратить внимание на два момента:
· важно отличать качества, которые должны быть у человека к моменту поступления на работу, от тех, которые можно приобрести за короткое время уже на рабочем месте;
· в современном, быстро меняющемся мире гораздо важнее отбирать сотрудников, которые смогут быть эффективными завтра, чем тех, которые являются прекрасными профессионалами сегодня, но не смогут сохранить и развить этот профессионализм в будущем.
В качестве отрицательных качеств претендента выступают:
· неспособность к конструктивной работе;
· отсутствие заинтересованности в делах предприятия;
· неопрятный внешний вид;
· частая смена предыдущих мест работы.
Естественным при отборе является сравнение кандидатов с сотрудниками организации. С этой точки зрения возможна следующая классификация претендентов:
· исключительный, который по совокупности своих деловых качеств сопоставим с лучшими сотрудниками организации;
· сильный, который по своим деловым качествам сопоставим с большинством сотрудников организации;
· слабый, который по своим качествам не превосходит сотрудников организации и которого лучше не брать на работу.
Определенную помощь в том, чтобы избежать ошибок при отборе кадров, оказывают различные источники информации (см. табл. 2.5).
Таблица 2.5
Источники информации о кандидате на должность
Источники |
Содержание информации и значение |
Заявление о приеме |
создает первое общее впечатление |
Фотография |
дает представление о внешности |
Биография |
показывает процесс становления и развития личности, позволяет в некоторой степени узнать ее направленность |
Личная анкета |
содержит важную систематизированную информацию о кандидате |
Документы об образовании |
дают сведения об успехах в школе (вузе), но не позволяют судить о профессиональной квалификации |
Трудовая книжка |
подтверждает места работы, указанные в биографии, освещает прежние сферы деятельности, иногда ограничена из-за терминологии, возможно описание квалификационной характеристики |
Рекомендации |
освещают большинство аспектов профпригодности и личностных качеств |
Интервью с кандидатом |
дает возможность заполнить существующие пробелы в информации, формирует личное представление о кандидате |
Пробная работа |
определяет способность выполнять определенную работу и обладание определенными навыками |
Медосмотр на профпригодность |
позволяет определить физиологическую профпригодность к данному виду деятельности |
Тесты |
позволяют получить характеристику некоторых личностных (интеллект, черты характера) профессиональных качеств |
Графологическое заключение |
дает некоторые достаточно спорные сведения о характере человека |
В процессе отбора можно выделить шесть основных процедур, представленных на рисунке 2.9. При прохождении каждой из них часть кандидатов отсеивается, или же они сами отказываются от дальнейших процедур. Естественно, что большинство организаций использует не все процедуры и их последовательность может быть иной, нежели та, которая представлена на рисунке, - все зависит от характера вакансий и стоимости самих процедур.