234. Синергетика устанавливает определенные режимы, параметры, характер процессов “горения”, что является исключительно полезным для получения практических результатов.
Как организовать волну “горения” (информатизации) и обеспечить ее движение по образовательным учреждениям России? Во-первых, во многих учреждениях эта волна уже идет. Во-вторых, синергетика подсказывает - надо активизировать (возбудить), зарядить среду, сделав ее активной. Это можно сделать, как уже говорилось выше, через центральный пейсмекер - Минобразования России - и любые периферийные пейсмекеры, через повышение окладов, премий и т.д., которые привлекают энтузиастов, то есть через финансы. Как раз это и сложно сегодня сделать в России. Нет средств. Но можно активизировать среду и по-другому.
Необходимо создать условия самовозбуждения элементов среды, ее структур, людей, находящихся в них, по различным направлениям - учебным, научным, административным и т.д. Тогда самовозбудившиеся элементы дадут свою энергию волне горения и она начнет распространяться по среде. Причем законы синергетики гласят, что при превышении определенного уровня накачки энергии в среду, она может самовозбудиться и перейдет в режим интенсивного горения (“лазерный режим”), где очень легко можно будет управлять процессом прохождения волны, регулируя их малыми уровнями добавляемой энергии для того, чтобы направить волну в нужном направлении обеспечения процесса информатизации.
235. Важным направлением информатизации общества является широкое применение накопленных научных знаний и технических достижений. При этом широкая информатизация и интеллектуализация общества характеризуется невиданным расширением фронта исследований, направленных на добывание новой информации.
Добытые новые идеи, научные открытия или изобретения, однако, ничего еще не дают обществу, пока они не воплощены в практическую деятельность, не реализованы в виде технологических процессов или действующих устройств.
Истина заключается в том, что любая функциональная система тем могущественнее, чем больше она накопила информации и чем полнее и оперативнее ее использует.
Одно из ключевых направлений интенсификации информационного производства связано непосредственно с системой образования, поскольку именно она готовит кадры для всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности. Поэтому инвестиции в сферу образования оказываются самым выгодным вложением капитала, то есть превращением в человеческий капитал профессиональных знаний.
236. Изучение хода общественного развития стран мирового сообщества в системном плане показывает, что основными составляющими информационных процессов являются:
Информационный подход к проблеме ускорения развития человеческого общества объективно выводит на измерение, оценку времени циркуляции информации в механизме управления, причем последний выступает своего рода объективным “императивом” при исследовании поставленной проблемы.
237. Огромную роль, вероятно до сих пор не вполне осознанную, в познании сложных закономерностей развития современного мира сыграли компьютеры, позволившие исследовать множество нелинейных математических моделей, описывающих нашу реальность. Возникла положительная обратная связь. Результаты компьютерного анализа приводят к рождению новых теорий, понятий, моделей. Изучение этих моделей с помощью ЭВМ приводит к рождению теорий и моделей нового поколения.
Одним из принципиальных результатов этой “гонки”, увлекшей немалую часть научного сообщества, стала концепция самоорганизации и саморазвития.
Новая концепция самоорганизации, выдвинутая синергетикой, отличается от прежних, разрабатывавшихся ранее в рамках кибернетики и системотехники, тем, что основное внимание она обращает на раскрытие конкретных механизмов взаимодействия компонентов, приводящее к их упорядочению и образованию устойчивых структур.
Синергетика как модель самоорганизации несет новые возможности стратегий и стилистики мышления, дающие нетрадиционные подходы ко многим проблемам. В синергетике ставится более общая и широкая проблема изучения возникновения самой самоорганизации так, как она происходит в естественных, природных процессах. Сначала объекты ведут себя абсолютно независимо и в движении не наблюдается никакой взаимной упорядоченности. Такое первоначальное состояние нередко характеризуют понятием “хаос” и “беспорядок”. Затем при некоторых критических значениях поступающей извне энергии или информации возникает взаимодействие между объектами и они начинают участвовать в согласованном, коллективном движении.
Беспорядок сменяется порядком, из хаоса возникает определенная устойчивая структура, то есть устанавливается постоянная взаимосвязь между компонентами, которые из прежних автономных объектов превращаются в элементы некоторой упорядоченной системы.
238. Хотя яркие образы синергетики - образы самоорганизации и самодостраивания структур, бифуркационных, скачкообразных изменений и т.п. уже используются многими специалистами, однако пока в большинстве случаев нет ясного понимания смысловой насыщенности представлений о самоорганизации. Нет осознания всей суровости механизмов самоорганизации и самодостраивания как удаления лишнего, избыточного, повсеместной беспощадной конкуренции и выживания сильнейших, в результате чего и совершается выход на относительно устойчивые и простые структуры - аттракторы эволюции.
Синергетика открывает принципы управления и ускорения эволюции