введение
Методические рекомендации определяют деятельность студентов и профессорско-преподавательского состава кафедры менеджмента Волгоградского государственного университета при проведении исследований в рамках выпускных квалификационных работ и защиты полученных результатов исследований. Более подробно, с приведением многочисленных примеров, требования к содержанию, оформлению, процессуальным аспектам подготовки и защиты выпускных квалификационных работ студентов изложены в учебно-методическом пособии И.Р. Акчуриной, В.О. Мосейко «Выпускная квалификационная работа. Методические и процессуальные аспекты подготовки и защиты» (Волгоград, 2006).
Рекомендации, содержащиеся в источниках, приводимых в перечне дополнительной литературы (раздел 3), а также других методических материалах, освещающих вопросы выполнения ВКР, могут быть использованы студентами и преподавателями в части, не противоречащей настоящим методическим рекомендациям и упомянутому учебно-методическому пособию.
ВКР представляет собой законченное самостоятельное исследование студента, выполненное на творческой основе с использованием междисциплинарных знаний, полученных за предшествующие годы обучения. В этой связи к ВКР предъявляются такие требования, как:
– исследование проблемы, не получившей достаточного освещения в литературе (новая постановка известной проблемы) и обладающей бесспорной актуальностью;
– содержание элементов научного исследования;
– четкость построения и логическая последовательность изложения материала;
– использование экономико-математических методов и моделей;
– наличие убедительной аргументации, подкрепленной иллюстративно-аналитическим материалом (таблицами и рисунками);
– присутствие обоснованных рекомендаций и доказательных выводов;
– использование специализированных пакетов компьютерных программ.
Выполнение ВКР преследует цель демонстрации навыков теоретического и практического анализа проблем управления, разработки и расчета проекта совершенствования управления процессом или явлением, избранным в качестве объекта исследования.
В соответствии с указанной целью выделяются следующие задачи, решаемые студентом в процессе осуществления ВКР:
– обоснование актуальности выбранной темы, ее ценности и значения для управления объектом исследования;
– изучение теоретических положений, закрепленных в научных, законодательных, нормативно-методических, справочных источниках, а также статистических материалов по избранной теме;
– изложение собственной точки зрения по дискуссионным вопросам, относящимся к теме исследования;
– сбор необходимого фактического материала для проведения анализа состояния объекта исследования;
– анализ совокупности условий функционирования объекта исследования, а также влияния факторов внутренней и внешней среды, воздействующих на процесс развития избранного объекта;
– формулирование выводов и разработка рекомендаций по повышению эффективности функционирования объекта исследования на основе проведенного анализа;
– расчет социально-экономической эффективности от внедрения предлагаемых мероприятий;
– оформление работы в соответствии с существующими нормативно-методическими требованиями.
Для контроля над процессом написания выпускной квалификационной работы, а также в целях оказания студенту-выпускнику теоретической и практической помощи, выпускающей кафедрой назначается научный руководитель ВКР.
Руководитель ВКР обязан:
совместно со студентом составить и выдать задание на выполнение ВКР;
оказать студенту помощь в разработке календарного плана-графика на выполнение ВКР;
проводить консультации в соответствии с установленным планом-графиком;
по возможности рекомендовать студенту необходимую для проведения исследования литературу;
контролировать ход выполнения работы, сообщать заведующему кафедрой о грубых нарушениях установленной процедуры подготовки ВКР, серьезных проблемах в части теоретико-методического и практического аспектов исследования;
оказать помощь в подготовке ВКР к защите: разработке текста доклада и раздаточного материала;
составить отзыв о работе студента-выпускника в процессе исследования, осуществляемого в рамках ВКР, и привести заключение о возможности присвоения студенту по итогам защиты ВКР соответствующей квалификации (менеджер по специальности «Менеджмент организации»).
В обязанности студента-выпускника входит:
постоянное информирование научного руководителя о ходе подготовки ВКР;
инициативное консультирование по спорным и вызывающим затруднение вопросам;
извещение об отклонениях от утвержденного плана-графика;
самостоятельная работа по поиску источников информации, привлекаемых в процессе исследования и построения списка использованной литературы, а также формирования эмпирической базы исследования;
самостоятельное осмысление изучаемого материала, стремление к полноте раскрытия темы, формулирование и обоснование выводов и предложений;
самостоятельная реализация творческого подхода при разработке рекомендаций по совершенствованию функционирования избранного объекта исследования;
соблюдение требований относительно содержания, оформления и процедуры подготовки и защиты ВКР, в том числе сроков прохождения предзащиты, нормоконтроля, предоставления готовой ВКР на отзыв, рецензирование, допуск к защите;
заблаговременное предоставление научному руководителю промежуточных и окончательного варианта рукописи ВКР;
материально-техническое обеспечение процессов подготовки и защиты ВКР (набор, распечатка текста и раздаточного материала, переплет, подготовка презентации раздаточного материала в программной среде Power Point).
Процесс выполнения ВКР состоит из последовательности типовых этапов: выбор темы ВКР, разработка первоначального плана исследования, подготовка глав основной части ВКР, формирование введения и заключения к ВКР, подготовка доклада и раздаточного материала к защите ВКР, предварительная защита ВКР, нормоконтроль ВКР, подготовка отзыва и рецензии на ВКР, защита ВКР.
Выбор темы ВКР может осуществляться двумя путями:
1) тема работы выбирается из списка тем ВКР, рекомендованных выпускающей кафедрой (см. приложение 6); 2) имеется хорошо обдуманная идея, которая реализуется в выпускной работе по самостоятельно сформулированной теме. В последнем случае инициативная тема оценивается на предмет соответствия определенным критериям и утверждается заведующим выпускающей кафедры.
Выбор темы имеет документальное подтверждение: студентом на имя заведующего кафедрой подается заявление на закрепление темы установленного образца (см. приложение 1). В заявлении делается ссылка на эмпирическую базу исследования – приводится полное наименование юридического лица с указанием организационно-правовой формы, на материалах которого будет осуществлено исследование.
Если одна и та же тема выбрана многими студентами (более двух), то кафедра оставляет ее только за теми из них, которые наиболее аргументировано обосновали свой выбор. Остальным студентам предлагается подобрать иную тему ВКР.