К природным рискам относится риск потерь в результате действий стихийных сил природы.
Экологический риск – вероятность потерь или дополнительных расходов, связанных с загрязнением окружающей среды.
Политический риск – риск имущественных потерь в связи с изменением политич-й системы, расстановки политич-х сил в обществе, политической нестабильности. Связаны с соц.-политич-й ситуацией в стране и деят-стью гос-ва и не зависят от хозяйствующего субъекта. Вероятность потерь вследствие революции, массовых беспорядков, конфискации имущества и т.д.
Транспортный риск – это вероятность потерь, связанных с перевозками грузов различными видами транспорта: автомобильным, ж/д-ым, морским, воздушным и т.д.
Коммерческие риски – вероятность потерь в результате предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. Делятся на производственные, торговые и финансовые.
Производственный риск – вероятность убытков или дополнительных издержек, связанных со сбоями или остановкой производственных процессов, нарушением технологии выполнения операций, низким качеством сырья или работы персонала и т.п.
Торговый риск – риск убытков или неполучения доходов из-за невыполнения одной из сторон своих обязательств по договору (задержка платежей, нет поставки товара и т.п.).
Финансовые риски – связаны с вероятностью потерь финансовых ресурсов (денежных средств). Они подразделяются на два вида: риски, связанные с покупательной способностью денег, и связанные с вложением капитала (инвестиционные риски).
Группа инвестиционных рисков включает в себя системный риск – риск ухудшения конъюнктуры какого-либо рынка; селективный риск – неправильный выбор ценной бумаги на фондовом рынке, при формировании портфеля ценных бумаг; риск ликвидности; кредитный (деловой) риск – риск того, что заемщик окажется не в состоянии выполнять свое обязательство; региональный риск – связан с экономическим положением определенных регионов; отраслевой риск; риск предприятия – риск предприятия включает в себя и риск мошенничества (возможно создания ложных компаний, с целью мошеннического привлечения средств инвесторов для спекулятивной игры на котировке ценных бумаг); инновационный риск – это риск потерь, связанных с тем, что нововведение не будет реализовано или не окупится.
Риски, связанные с покупательной способностью денег включают в себя инфляционный (риск того, что полученные доходы в результате высокой инфляции обесцениваются быстрее, чем растут) и валютный риск (связан с существенными потерями, обусловленными изменениями курса иностранной валюты).
Способы управления рисками можно разделить на два основных направления, различающихся как целями, так и применяемыми инструментами воздействия: 1. методы предупреждения и ограничения риска (экспертиза решений и оценка уровня риска, лимитирование риска, использование гарантий и залога, диверсификация риска); 2. методы возмещения потерь (резервирования средств и страхование рисков).
Управление рисками – сравнительно новая и динамично развивающая сфера профессиональной деятельности современного менеджмента.
Зоны риска в зависимости от ожидаемой величины потерь: - безрисковая зона ( потери не ожидаются, экономич-й результат хоз. деят-сти положительный); - зона допустимого риска (область, в пределах к/ой величина вероятных потерь не превышает ожидаемой прибыли); - зона критического риска (область возможных потерь, превышающих величину ожидаемой прибыли вплоть до величины полной расчетной выручки); - зона катастрофического риска – область вероятных потерь, к/ые превосходят критический уровень и могут достигать величины, равной собственному капиталу орг-ции).
Создание системы управления риском в организации предполагает: создание эффективной системы оценки и контроля принимаемых решений; выделение специального подразделения или работника, занимающегося управлением рисками; выделение средств и формирование специальных резервов для страхования риском и покрытия возможных потерь.
Риск – это вероятность потери ресурсов или неполучения доходов, связанная с конкретной альтернативой решения.
Информация общества – реализация мер, обеспечивающих возможность своевременного получения и использования полной и достоверной информации во всех областях знаний и видах человеческой деятельности.
Информац-ое обеспечение менеджмента заключается в создании эффективной системы сбора, обработки, хранения и передачи информации, необходимой для принятия обоснованных решений. Для современного менеджмента в целях информационного обеспечения характерно применение внутрифирменной информационной системы (ВИС), основными элементами к/ой явл-ся технические средства обработки информации (компьютеры), каналы связи и сама информация, зафиксированная на определенных носителях. Для повышения эффективности использования ВИС при их создании необходимо следовать таким принципам: унификация и многократность использования информации; совместимость подсистем и отдельных элементов ВИС; многовариантность расчетов. С помощью ВИС организация способна достигать следующих основных целей: автоматизации административно-управленческого труда; непрерывного развития и совершенствования технологии информационного обслуживания; создания эффективной системы хранения, обновления, обработки и доступа к информации как в централизованном, так и в децентрализованном режимах; повышения оперативности и обоснованности принимаемых решений и снижения уровня их риска. Современные информационные технологии все более широко охватывают не только управленческие, но и сами производственные процессы, обеспечивая возможность создания интегрированных компьютерных систем, объединяющих в единый информационный процесс научные исследования, разработки, производство, маркетинг, финансы и др. сферы хоз. деят-ти и функции коммерческой орг-ции.
Под интеграцией понимается процесс объединения усилий всех подразделений организации для достижения ее целей и задач. Основными принципами интеграции выступают: единство методов, комплексность, паритетность, принцип интегрированного целого, гомеостатичность, типичность моделей управления, единство информативности, многоаспектность, принцип компьютеризации. Интеграция может рассматриваться в трех аспектах: структурная, кадровая, культурная. Выделяют три направления интеграции: 1. внутрифирменная (горизонтальная) - организационная - экономическая (инвестиционная) - информационная - персонала - технологическая - культурная; 2. интеграция в рамках корпорации (вертикальная межуровневая) - в рамках корпорации - между корпорацией и обществом; 3. интеграция приобретенных (присоединяемых) предприятий - структурная - организационной структуры - кадровая. Основными механизмами интеграции выступают деятельность руководства, плановая деятельность в орг-ции, инвестиционная деят-сть, оперативное управление производством, социальная ответственность, организационная культура. Они реализуются набором методов (правила и процедуры, графики, иерархические структуры управления, индивидуальные взаимодействия, взаимосвязи, временные творческие группы, совещания м/у отделами).