Управленческая деятельность - системообразующий фактор, обеспечивающий целостное функционирование, сохранение и развитие организации. Без управления организации не существует.
К основным управленческим функциям, по мнению Файоля, относятся: циклически повторяющиеся процессы, которые гарантируют достижения системы целей, эффективное функционирование, сохранение и развитие организации.
Управление (менеджмент) может быть определён как научно-практическое направление, ориентированное на обеспечение эффективной жизнедеятельности организации в рыночных условиях хозяйствования. Соответственно руководитель - это специалист по управлению, который разрабатывает планы, определяет, что и когда делать, как и кто будет выполнять намеченное.
К специфическим особенностям управленческого труда относится:
1. умственный труд работников аппарата управления - состоит из трех видов деятельности: организационно - административно и воспитательной, аналитической и конструктивной, информационно-технической;
2. участие в создании материальных благ косвенно через труд других лиц;
3. предмет труда - информация и люди;
4. средства труда - организационная вычислительная техника;
5. результат труда - эффективность функционирования предприятия[6].
К организационно-административно и воспитательной деятельности относятся: приемы и передачи информации, доведение решений до исполнителей, контроль и исполнение.
К аналитической и конструктивной деятельности относится восприятие информации и подготовка соответствующих решений.
К информационно-технической деятельности относятся вычислительные формально-логические операции и документация
Практическая организация управленческого труда основывается на общих задачах и принципах организации трудовых процессов. С развитием рыночных отношений усложняется управленческий труд, который носит умственный характер и продуктом которого являются решения и действия руководителя. Применительно к управленческому труду основными задачами являются: экономические, психофизиологические, социальные.
Задачи управленческого труда:
Экономические задачи;
Психофизиологические задачи;
Социальные задачи.
Экономические задачи - это задачи, сущность которых заключается в росте производительности труда руководителя при экономии времени и энергий.
Психофизиологические задачи направлены на всестороннее оздоровление и облегчение условий труда, позволяющее сохранять здоровье и трудоспособность сотрудников.
Смысл социальных задач состоит в создании условий для всестороннего и гармоничного развития личности сотрудников, повышение их квалификации, воспитания чувства ответственности за результаты его труда, использование рациональных форм материального и морального стимулирования.
Практически научная организация управленческого труда осуществляется на основе следующих принципов:
· Принцип экономичности - состоит в достижении наибольших результате при наименьших затратах времени, средств, сил, энергии.
· Принцип плановости - основан на том, что вся деятельность в области совершенствования управленческого труда должна базироваться на плановых началах, которые обеспечивают рациональное взаимодействие между руководителем и персоналом.
· Принцип научности - заключается в неуклонном совершенствовании организации управленческого труда на научной основе.
· Принцип комплексности - означает совокупность и взаимодействие всех сторон деятельности в области управленческого труда ( технологии управленческого труда, организации управленческого труда, организационной структуры управления ).
· Принцип нормативности - предполагает, что все работы осуществляются на основе определенных нормативных материалов. К ним в первую очередь относятся законодательные акты в области трудовой деятельности.
· Принцип заинтересованности, ответственности - реализуется посредством материального и морального стимулирования труда.
Из всех взаимосвязанных этапов управленческого цикла есть особая стадия, от которой зависит качество функционирования и развития детского сада, организация исполнения решений.
Организация - деятельность объекта управления по формированию и регулированию определенной структуры организационных взаимодействий посредством совокупности способов, средств, воздействий, необходимых для эффективного достижения целей.
Организационные отношения можно определить, как связи между людьми, устанавливаемые в процессе распределения и закрепления за ними функций их совместной деятельности
От организации исполнения решений зависит качество функционирования и развития детского сада.
Организационно-исполнительская деятельность состоит из нескольких этапов:
• анализа конечных результатов работы детском саду;
• планирования работы детском саду по результатам;
• стимулирования, как фактора повышения деятельности коллектива.
Факторы, влияющие на эффективность управленческого труда
Личные факторы
Не планирует работу.
Не доверяет своим подчиненным и выполняет их работу сама; не умеет использовать в интересах работы своих подчиненных.
Направляет работу персонала непосредственно, вместо того чтобы руководить путем постановки целей и задач, опираясь на самоуправление; принимает слишком много решений за своих подчиненных.
Не знает своих сотрудников и не интересуется их работой, их личными планами на будущее, не хочет или не умеет разговаривать откровенно со своими сотрудниками; не верит в способности своих подчиненных.
Не определяет порядок срочности и важности своих работ и не составляет плана рационального использования рабочего времени.
Внешние факторы
Не выполняет требование и рекомендации вышестоящего руководства.
Не правильно организованно рабочее место, недостаточно оборудовано организационной техникой.
Информатизация процесса труда не достаточно автоматизирована.
Руководитель не желает посещает курсы по повышению квалификации, не желает заниматься самообразованием.
Планирование индивидуальной работы — один из важнейших элементов работы руководителя. Эффективность работы учреждения зависят как от нее самой, так и от ее подчиненных.
Индивидуальный план работы руководителя учреждения содержит задачи, которые должны быть с указанием точных сроков их выполнения (решения) - планирует свою работу так, чтобы обеспечить выполнение всех задач руководства.
Самый целесообразный способ планирования индивидуальной работы руководитель выбирает сам. Практика показывает, что, чем больше времени затрачено на планировании работ, тем меньше его уходит на решение непосредственных управленческих проблем.
В индивидуальном плане работы следует предусматривать время, необходимое для проведения различных совещаний обсуждения планов, участия в заседаниях, для личных бесед или совещаний в более узком кругу беседы с коллегами и подчиненными и др.); для учебы, командировок и т.д.; для обхода руководимого подразделений, личное время (перерывы).