Большое значение в связке «руководитель – подчиненный» имеет сотрудничество. Чтобы эффективно использовать сотрудничество, нужно уметь использовать его достоинства и стараться избегать недостатков. К сотрудничеству относятся следующие подходы в руководстве: консультация, право на «вето» и консенсус. Сотрудничая, руководитель может попросить коллектив высказать свои идеи до принятия решения (консультация), но прежде, чем привести решение в действие, согласует его. При директивном стиле руководства начальник после принятия решения информирует о нем коллектив без права высказывания (без права на «вето»)[1].
Привлечение коллектива к принятию решения - сотруднический стиль руководства - ставит руководителя в более трудные условия. Трудность заключается в том, останется ли руководитель лидером в принятии решения после завершения этапа сотрудничества, когда он разделяет ответственность с группой. Чтобы остаться лидером при сотрудничестве, руководитель должен уметь выполнять функции инициатора (постановка задачи, принятие решения, консультации, проведение собрания), представителя (ведение переговоров с остальной частью организации и представление интересов коллектива), примера (модель для подражания) и источника энергии и энтузиазма.
Большую роль в связке «руководитель – подчиненный» играет личный пример руководителя. Пример очень важен потому, что люди больше воспринимают зрительно, чем на слух, и то, что они видят, оказывает на них гораздо больший эффект, чем то, что руководитель приказывает им делать.
На более низком уровне руководства менеджеры завоевывают авторитет своей работой, техническими навыками. На более высоком уровне менеджер имеет авторитет, благодаря опыту, хотя его деятельность и не видна. Это не значит, что ²видимая² часть работы руководителя не важна[2].
Есть несколько очевидных способов, с помощью которых руководитель может стать примером для коллектива. Собственная пунктуальность руководителя способствует тому, что и подчиненные стараются приходить вовремя. Если руководитель слушает других и уважает то, что они говорят - это тоже улучшает отношения в коллективе.
Работая с коллективом, руководитель должен использовать все принципы мотивации и удовлетворения от работы. Для того, чтобы мотивировать коллектив, руководитель должен выяснить, каких поощрений добиваются сотрудники, и руководить так, чтобы за хорошую работу они получали поощрения. При этом необходимо помнить о том, что удовлетворение потребностей отдельного работника не должно происходить за счет всего коллектива. Задача руководителя, в данном случае, состоит в поддержании баланса между тремя сторонами: задание, коллектив и личность.
Руководитель должен знать, когда, где, как и в какой мере, ему может помочь тот или иной метод менеджмента. При этом эффективность его работы во многом определяется стилем руководства. Стиль руководства – характерные черты поведения, приемов, действий, используемых руководителем в процессе управления[3].
Стиль, как характер, дается человеку при рождении, можно совершенствовать его, дополнять теми или иными чертами, свойственным другим стилям. Но основа, стержень - остается прежней. Характеристика стилей руководства с учетом различных параметров взаимодействия «руководитель – подчиненный» приведена в таблице 1.
Таблица 1. Характеристика стилей руководства
Параметры взаимодействия с |
Стиль руководства | ||
подчиненными |
Авторитарный |
Демократический |
Либеральный |
Приемы принятия решений |
Единолично решает вопросы |
Перед принятием решений советуется с подчиненными |
Ждет указаний от руководства или решений совещаний |
Способ доведения решения до исполнителей |
Приказывает, распоряжается, командует |
Предлагает, просит |
Просит, упрашивает |
Распределение ответственности |
Берет на себя или перекладывает на подчиненных |
Распределяет ответственность в соответствии с переданными полномочиями |
Снимает с себя всякую ответственность |
Отношение к инициативе |
Подавляет полностью |
Поощряет, использует в интересах дела |
Отдает в руки подчиненных |
Отношение к подбору кадров |
Боится квалифицированных работников, избавляется от них |
Подбирает деловых, грамотных специалистов |
Подбором кадров не занимается |
Отношение к недостаткам собственных знаний |
Все знает - все умеет |
Постоянно повышает квалификацию, учитывает практику |
Пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчиненных |
Стиль общения |
Держит дистанцию, не общителен |
Дружески настроен, любит общение |
Общается с подчиненными только по их инициативе |
Характер отношений с подчиненными |
Диктуется настроением |
Ровный, постоянный самоконтроль |
Мягок, покладист |
Отношение к дисциплине |
Приверженец формальной жесткой дисциплины |
Сторонник разумной дисциплины, дифференцированный подход к людям |
Требует формальной дисциплины |
Отношение к моральному воздействию на подчиненных |
Наказание - основной метод стимулирования, поощряет избранных по праздникам |
Постоянно использует различные виды стимулов |
Постоянно использует различные виды стимулов |
Как видно из представленной выше таблицы, различные стили руководства ведут к различным отношениям между руководителем и подчиненным.