Организационные формы труда
Рациональное внутрипроизводственное деление труда предусматривает соблюдение таких обязательных условий:
• обеспечение использования трудового потенциала работников;
• расширение трудового профиля и рост квалификации;
• устранение однообразия труда и повышения ее содержательности.
Эффективность осуществления производственных процессов, использование средств труда, расходы на изготовление продукции и ее качество в значительной мере зависят от выбора той или другой формы организации труда: совмещения профессий (функций), многостаночного обслуживания, коллективного (бригадной) труда. – это выполнение одним работником разнообразных функций или работ при овладении несколькими профессиями или специальностями.
Совмещение профессий играет важную роль в обеспечении более рационального использования рабочего времени, более полной загрузки оборудования, эффективного использования кадров, повышении квалификации, а также является весомым фактором повышения эффективности труда без дополнительных трудовых ресурсов.
Среди эффективных форм организации труда, которые способствуют повышению производительности труда, важное место занимает многостаночное обслуживание.
Многостаночное обслуживание базируется на совмещении профессий и определении очередности выполнения ручных операций на нескольких единицах оборудования. Другими словами, один рабочий, или группа (бригада) исполнителей работает одновременно на нескольких станках (машинах, агрегатах), выполняя ручные приёмы на каждом из них во время автоматической работы всех других. В итоге несколько станков работают параллельно или параллельно-последовательно, при этом количество операторов будет меньше, чем количество единиц оборудования, что обслуживаются ими.
Расчет параметров многостаночного обслуживания
Количество станков (n), на которых может одновременно работать исполнитель, определяется за формулой:
, где
tм – машинное время работы станка, мин;
tз – время занятости рабочего на станке, что обслуживается;
где
– общее время выполнения всех ручных приемов на станке (установка, снятие детали, включение агрегата, подвод резца и т.д.) мин.;
– общее время активного контроля рабочего-многоверстатника за работой станков, мин.;
– время на переходы рабочего между станками за установленным маршрутом, мин.
Количество верстатов, что обслуживаются, определяется с учетом коэффициента занятости (Кз)
Да, при одинаковой длительности операций количество станков, что обслуживается, определяется по формуле:
При разной длительности операций, которые выполняются, количество станков, которое подлежит обслуживанию, определяется по формуле:
где
сумма машинного времени на всех станках, которые обслуживаются, мин. В случае получения в результате расчета мелкого числа станков его округляют к меньшему или большему целому. Если принятое число (n) меньше расчетного (nр), то (n-1) tз <tм. При этом рабочий имеет свободное время (простой) (tв.роб) в цикле обслуживания, величина которого рассчитывается по формуле:
Если принятое число (n) больше расчетного (nр), то (n-1) tз >tм. При этом рабочий не успевает за время цикла обслуживать все станки и они будут определенное время простаивать (tв.уст), величина которого рассчитывается за формулой:
Дальше вычисляют длительность цикла многостаночного обслуживания. Длительность цикла многостаночного обслуживания (tц) состоит из периода времени от начала операций с обслуживания первого за маршрутом станка к моменту возвращения рабочего к нему.
или
, где
– максимальная длительность одной из операций, которые выполняются при многостаночном обслуживании; с точки зрения структуры затрат времени
Коэффициент загрузки оборудования рассчитывается за формулой:
Коэффициент загрузки рабочего-многостаночника определяется:
Выбор оптимального количества станков, что экономически целесообразно обслуживать, связанный со сравнением расходов на единицу оперативного времени работы станка при разных вариантах обслуживания станков. Расчет производится по критериям минимума расходов на единицу продукции с использованием формулы:
где С – коэффициент, что показывает отношение расходов, которые связаны с простаиванием оборудования, к расходам на содержание одного рабочего; – среднее количество рабочих верстатов на протяжении цикла обслуживания.
Жизненный цикл изделия и инновации
Большинство товаров, которые способны удовлетворить существующие потребности многих покупателей, с воплощением единого правильного решения, что выбрано из множества вариантов. Изменяемый уровень потребностей в любых изделиях обусловливает изменения объемов продажи и получения прибыли во времени. С точки зрения спроса товары и услуги имеют свой естественный жизненный цикл, который состоит из стадий (фаз): внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад. Концепция жизненного цикла товара рассматривает динамику конкурентоспособного присутствия его на рынке. Относительно производства цикл жизни изделия охватывает период от зарождения, начала его промышленного освоения, наращивание выпуска, стабилизации, спада выпуска к полному прекращению изготовления. Таким образом, жизненный цикл изделия – это совокупность взаимосвязанных процессов создания и последовательно изменения его состояния от формирования выходящих рыночных требований к окончанию эксплуатации или потреблению.
Возрастающая конкуренция заставляет предприятия проводить активную товарную политику, что учитывает условия рыночной среды и технологического прогресса. Концепция жизненного цикла товаров наглядно показывает, что независимо от успеха на рынке любое изделие через определенное время неминуемо идет с рынка. Предприятия в связи с этим вынужденные постоянно осуществлять инновационную деятельность, вести комплекс работ с подготовки и выпуска новых изделий или предоставления новых видов услуг.