2) достижения целей исследования системы;
3) обеспечения дальнейшего нормального функционирования системы.
Предварительно перед проведением непосредственно проектных работ по составлению документации рабочих проектов систем, в соответствии с рекомендуемым в ТЗ перечнем, необходимо подобрать комплект НТД, НМД и другой литературы и документации по вопросам исследования и проектирования систем. Особенно полезными могут оказаться типовые проекты и образцы-аналоги подобных систем.
Среди всех этапов исследовательско-проектной стадии создания СУ основными, как правило, являются те, которые связаны с проведением исследований и разработкой проектной документации сначала технического, а затем и рабочего проектов.
Разработка ТП СУ для малых и средних предприятий может быть ограничена определением и выбором основных направлений исследований и проектирования системы.
Разработка РП (рабочей проектной документации) СУ может осуществляться в принципе в два подэтапа: на первом разрабатываются документы по СУ в целом, а на втором — документы непосредственно для подсистем системы в отдельности в соответствии с выбранной для каждой из них определенной моделью системы.
Одним из исходных документов проектирования рабочей документации и ее взаимоувязки могут служить матрицы распределения функций.
Результатом исследования и проектирования могут стать входящие в состав документации СУ целевые программы, которым должно быть уделено исключительное внимание. Такие программы представляют собой взаимоувязанные по срокам, ресурсам и соисполнителям соответствующие задания, а также комплекс реализующих их выполнение мероприятий, направленных на достижение одной из целей СУ.
Необходимо отметить, что целевые программы следует разрабатывать для различного уровня (от уровня предприятия до федерального включительно). Ранее в отечественной практике был накоплен некоторый опыт разработки программ «Качество» для регионов, отраслей и предприятий. Однако при этом не только не учитывались рыночные условия в отношении маркетинга, но и представлялся неполный состав мероприятий по достижению целей и решению задач. В частности, программы разрабатывались в целом для всей системы организации, а не для какой-либо одной из приоритетных целей системы; практически отсутствовали цели и задачи социального характера; не обеспечивалась взаимоувязка ресурсов и их достаточность; не раскрывался механизм реализации программы. Наряду с перечисленным, как показал анализ опыта разработки разделов «Обучение, подготовка и повышение квалификации» целевых программ «Качество», имелись также следующие типичные недостатки:
• не все плановые задания обеспечивались необходимыми ресурсами для подготовки, обучения и повышения квалификации как рабочих, так экономико-управленческих работников;
• во многих случаях не предусматривались мероприятия по повышению квалификации руководящих работников;
• не планировались подготовка специалистов-организаторов управления качеством продукции;
• мероприятия данного раздела слабо увязывались с аналогичными мероприятиями одноименных разделов других программ «Качество»;
• при разработке программ недостаточно обоснованно прогнозировались потребности и квалификационный уровень руководящих и инженерно-технических работников;
• при оценке качества подготовки и повышения квалификации мало использовались количественные показатели;
• учебные планы и программы курсов, применявшиеся при подготовке и повышении квалификации, нередко во многом были оторваны от целей программ «Качество» и носили общий характер;
• методическое и профессиональное обеспечение учебного процесса при повышении квалификации часто имело низкий уровень качества;
• при разработке мероприятий недостаточно использовался передовой опыт разработки программ «Качество»;
• среди всех разделов программ «Качество» разделу по обучению, подготовке и повышению квалификации по управлению качеством уделялось меньше всего внимания.
Для улучшения качества целевых программ их разработку следует осуществлять поэтапно, предусматривая: подготовку к разработке; определение целей, задач и заданий; разработку мероприятий программы.
Программа должна охватывать:
• цели и конкретные задания по их достижению и решению, взаимоувязанные по срокам, ресурсам и исполнителям на всех стадиях и этапах управления;
• разработку всех необходимых мероприятий и процедур их выполнения, обеспечивающих достижение целей и выполнение заданий программы.
При подготовке целевой программы следует использовать метод «дерево целей», важнейшими положениями построения которого являются:
1) целевая программа — одна из первых и необходимых составляющих документации СУ, обеспечивающая развитие предприятия;
2) каждая подцель программы должна быть описана не только словесно, но и обязательно количественно;
3) подцели должны быть «связаны» временем, т.е. необходимо указывать как срок их достижения так и промежуточные контрольные точки;
4) для всех подцелей должны быть установлены коэффициенты их важности;
5) процесс составления дерева целей — итерационный процесс;
6) цели с низким коэффициентом важности следует исключать.
С учетом накопленного опыта и современных воззрений системного управления рекомендуется следующий состав разделов целевой программы.
1. Цели и задачи программы.
2. Задания и показатели программы (на всех стадиях жизненного цикла и уровнях управления).
3. Мероприятия по реализации заданий программы (включая комплекс социальных, организационных и др. мероприятий на всех стадиях жизненного цикла и уровнях управления, по всем элементам управляемой и управляющей подсистем).
4. Механизм реализации программы.
5. Материальное и финансовое обеспечение программы.
6. Оценка эффективности программы.
7. Организация управления реализацией программы и контроль за ходом ее выполнения.
По каждой программе целесообразно издавать соответствующий правовой документ: например, по федеральным программам — Указ Президента РФ или Постановление Правительства РФ; по целевым программам предприятия — приказ директора или другой подобный акт.
На каждую программу (при необходимости) следует составлять паспорт программы, включающий примерно следующие разделы:
1) наименование программы;
2) основание для разработки программы;
3) заказчик;
4) исполнители;
5) соисполнители;
6) сроки реализации;
7) основные программные задания;
8) цель программы;
9) ожидаемые конечные результаты реализации программы.
10) объемы и источники финансирования и материального обеспечения;
11) контроль за исполнением программы.
Повышение уровня качества продукции в стране в целом может быть достигнуто принятием государственных программ целевого характера. Аналогичные программы были реализованы в Японии. Другим примером может служить программа качества (EQP) ЕС.
Разработка и необходимость осуществления целевых программ по повышению уровня качества на федеральном уровне, по существу, определена принципами их подготовки и реализации. При этом необходимо предусматривать: