Когда учащиеся пройдут и закрепят эти упражнения на тренажерах, они обучаются им уже на автомобиле, но с управляемыми вывешенными колесами.
На этом этапе обучения происходит закрепление навыков пользования органами управления автомобиля и контрольными приборами. Учащиеся подробно изучают пространство автомобиля. Они приучатся к рычагам и педалям. Также они изучают климатические, осветительные, контрольные приборы, их действие, применение. Преподаватели рассказывают где подушки безопасности, как устроены ремни безопасности и как ими пользоваться.
Учащиеся должны привыкнуть к водительскому сидению, научится его регулировать; они учатся пользоваться зеркалом заднего вида, постановку рук на рулевом колесе, ног на педалях и около них. В процессе обучения на автомобиле с вывешенными колесами учащиеся отрабатывают приемы руления (ускоренное, силовое, рывковое). Проходят также захват рычага переключения и рычага тормоза, пользование приборами, указателями поворотов и зеркалами заднего вида, стеклоомывателем, стеклоочистителем. Главное на том этапе – освоить основные техники и приемы управления, привыкнуть к обстановке внутри автомобиля, научится пользоваться основными приборами и рычагами. Учащиеся должны знать, где какая кнопка, педаль или рычаг находится, для чего предназначены, как и в каких случаях ими пользоваться. Здесь также должен сниматься страх перед управлением автотранспортным средством (что нередко наблюдается у тех, кто еще не садился за руль).
После того, как навыки освоены, учащиеся могут начать тренироваться на автомобиле на специальной площадке (автодроме). Здесь имитируются самые частые ситуации при вождении (разворот, движение через железнодорожный переезд и другие), расставлены знаки и нанесены метки.
На первом занятии обучающиеся только готовятся к выезду. Они заправляют автомобиль, проверяют укомплектованность автомобиля инструментом и принадлежностями. Также они должны осуществить проверку технического состояния автомобиля, выявить неисправности, которые могут угрожать безопасности движения (если есть). Несложные неисправности они должны уметь самостоятельно устранять. Только после перечисленных действий позволено запустить двигатель: проверить положение рычага коробки передач и ручного тормоза установить ручку воздушной заслонки в положение пуска (по-необходимости), запустить двигатель. На этом уроке обучающиеся прогревают двигатель, наблюдают за показателями контрольных приборов, пробуют пускать холодный двигатель. Учащиеся также пользуются подогревателями. Здесь еще раз отрабатываются меры предосторожности. В этот урок автомобиль пока не трогается с места.
Следующий урок по вождению – трогание с места. Обучающийся самостоятельно заводить автомобиль (пускает двигатель, следит за приборами, управляет машиной) и трогается с места – включает сцепление и низшую передачу, одновременно плавно нажимая на педаль управления дросселем, плавно включает сцепление, отпускает стояночный тормоз.
После трогания с места, водитель выравнивает автомобиль, соблюдает правила безопасности, выключает указатель поворота. Движение происходит по прямой, далее – остановка. Остановка осуществляется таким образом: выключается указатель поворота, водитель приближает машину к тротуару или выезду на обочину, отпускает педаль тормоза. После этого рычаг стояночного тормоза переводится в положение торможения, рычаг коробки передач - в нейтральное положение; выключается указатель поворота, отпускается педаль сцепления и тормоз, останавливается двигатель.
С учащимся отрабатывают приемы действий в аварийных ситуациях при трогании с места и остановке автомобиля. Все возможные решения, предотвращающие дорожно-транспортные происшествия, отрабатываются на практике с инструктором. Для второго занятия на автодроме достаточно.
Следующий уровень вождения – движение по прямой, но с дополнительными усложнениями. Так, при движении по прямой предполагается переключение передач в восходящем порядке. Отрабатывается практика плавного торможения. Учащийся также практикуется трогаться с места, в реальности пробует интенсивно разгоняться на коротких дистанциях, последовательный переход на высшие передачи с выдержкой рычага в нейтральном положении или с двойным выключением сцепления. Далее следует движения по прямой, и водитель должен выровнять автомобиль. С соблюдением требований безопасности, автомобиль останавливается.
Упражнение для развития навыков переключения передач в нисходящем порядке и движение по прямой повторяются неоднократно. Здесь также закрепляются навыки плавного торможения. С инструктором проговариваются и закрепляются знания по поведению за рулем в случае чрезвычайных (аварийных) ситуаций при прямолинейном движении, перечисляются и отрабатываются возможные решения.
Следующее практическое занятие посвящено движению по прямой, но с изменением скорости движения. Водитель трогается с места, интенсивно разгоняется на короткой дистанции, переходит на высшую передачу, движется по прямой, попеременно то увеличивая, то уменьшая скорость с помощью педали управления дросселем. После этого учащийся пробует переключать передачи в нисходящем порядке: снижает скорость при помощи педали управления дросселем, если необходимо – притормаживает, выключает сцепление, переводит рычаг коробки передач в нейтральное положение, кратковременно отпускает педаль сцепления с одновременным нажатием педали управления дросселем для увеличения оборотов вала двигателя («перегазовка») с учетом скорости, нагрузки и состояния дороги, выключает сцепление и включает низшую передачу. После этих манипуляций, водитель отпускает педаль сцепления с одновременным нажатием педали дросселя, переходит на высшую передачу, останавливает автомобиль и глушит двигатель.
На уроке отрабатываются приемы и навыки перехода и быстрого перехода с высшей передачи на низшую.
Следующее занятие целиком отдано отработке приемов торможения в разных ситуациях. Отрабатываются действия при заносе автотранспорта, сносе. Приемы торможения отрабатываются с выключением и без выключения сцепления, обсуждаются ситуации применения того или иного приема.
Учащийся должен освоить разные виды торможения: двигателем, коробкой передач, рабочим тормозом. Отрабатываются случаи и ситуации торможения тормозом методом плавным, импульсивным или в экстренном порядке. Практически отрабатываются действия при заносе, рассказывается о предупредительных мерах и способах выхода из заноса. При сносе также проговариваются предупредительные меры, а также исключение сноса. На отработку приемов торможения, действий при сносе или заносе должно быть отведено не менее двух часов обучения.
После того, как учащийся почувствует себя уверенно за рулем, изучит и отработает приемы торможения, действий при чрезвычайных ситуациях, сможет уверенно двигаться по прямой, с ним отрабатывается вождение на различных передачах.
На этом этапе закрепляются и совершенствуются навыки вождения с переключением передач, экстренного и плавного торможения с соблюдением требований безопасности Закрепляются навыки вождения, в том числе еще раз отрабатываются действия, предупреждающие аварийные ситуации.