При планировании товарооборота ООО «КавМинВоды» руководство предприятия использует метод ожидаемого выполнения плана по реализации на основании анализа данных о товарообороте за несколько предшествующих лет. Так, при планировании товарооборота на 2010 год, сначала необходимо провести анализ товарооборота предприятия с 2008 – 2009 гг. При этом проведем анализ как в действующих, так и в сопоставимых ценах.
Розничный товарооборот в действующих ценах возрос по всем товарным труппам. Особенно значительный рост достигнут по реализации водки, вин, и прочих продовольственных товаров. Однако в сопоставимых ценах темпы роста товарооборота по товарным группам значительно ниже, и это говорит о том, что большой заслуги предприятия в росте суммы товарооборота нет, так как она растет за счет увеличения цен. Неравномерность развития розничного товарооборота в ассортиментном разрезе привела к изменению его структуры. В частности, в 2009 году по сравнению с 2008 годом в общем объеме товарооборота (в сопоставимых ценах) возросла доля водки и ликероводочных изделий.
При оценке привлекательности магазина для покупателей рассмотрим такие факторы, как ассортимент продукции и покупатели.
Чтобы оценить наших покупателей, мы проведем сегментирование по следующим признакам:
- потребители, отличающиеся семейным положением;
- потребители, отличающиеся социальным положением;
- потребители, отличающиеся уровнем дохода.
Таблица 1
Принципы сегментации товаров в ООО «КавМинВоды»
Сегменты рынка, на которых люди отличаются семейным положением | |
Молодые пары без детей |
19% |
Молодые пары, имеющие детей |
7% |
Зрелые супружеские пары без детей |
15% |
Пожилые супружеские пары |
13% |
Одинокие пенсионеры |
20% |
Молодые люди, не имеющие семьи |
26% |
Классификация потребителей по отношению к новому товару | |
Студенты |
40% |
Пожилое население |
18% |
Молодые мамы |
10% |
Семейные люди |
30% |
Случайные покупатели |
2% |
Классификация потребителей по уровню дохода | |
Низкий |
24% |
Средний |
34% |
Высокий |
42% |
Проанализируем потребителей нашего товара, ответив на следующие вопросы:
Таблица 2
Потребители как предмет анализа
№ |
Вопрос |
Фактическое состояние дел |
Прогноз дел и его оценка |
1 |
Какие потребители покупают ваши товары? |
В большинстве: студенты и пожилое население |
Увеличение числа потребителей |
2 |
Какие из них наиболее предпочтительны для вас? |
Студенты |
Семейные пары |
3 |
Как эти предпочтительные относятся к вашему товару? |
Их не всегда устраивает выбор и цена. | |
4 |
Что влияет на их решение о покупке? |
Удобное месторасположение. | |
5 |
Кто ваши потенциальные покупатели? |
Все слои населения. | |
6 |
Сформировали ли вы группу покупателей, которых можно считать постоянными и которые обеспечивают вашу экономическую безопасность? |
Да, наш товар, являясь предметом первой необходимости в силу человеческих потребностей всегда будет пользоваться спросом. |
Так как продукты питания является частопотребляемым товаром, он пользуется хорошим спросом. Большую роль при его покупке в магазине «КавМинВоды» играет удобное положение магазина и то, что на данном рынке исследуемое нами предприятие работает уже около трех лет и поэтому покупатели привыкли к этому.Основным конкурентом является магазин «Русские продукты» в центре города. Сгруппируем наши данные в следующей таблице: (таблица 3.)
Таблица 3 Анализ конкуренции и конкурентов
№ п/ |
Вопрос |
Фактическое состояние дел |
1 |
Какие методы конкурентной борьбы использует конкурент? |
В основном цены |
2 |
Каковы перспективы развития конкуренции? |
Минимальные, так как на данном рынке это может быть очень рискованно, так как он уже сформирован. |
3 |
Каковы у конкурентов цены? |
Более ниже, чем наши |
4 |
Каковы у конкурентов качество? |
Примерно такое же как у нашего товара, но не выше |
5 |
Какова у конкурентов упаковка? |
Упаковка находится на довольно низком уровне |
6 |
Как они рекламируют свои товары? |
Их товар не рекламируется. |