Стратегия персонала и организационная культура стали одними из составляющих успеха организации. Найм, адаптация, кадровый мониторинг, мотивация и стимулирование, обучение и развитие, политика взаимодействия, организационная культура и климат помогают организации достичь своей ниши рынка и завоевать определенный сегмент рынка. Компании переживают своего рода конец тысячелетнего ренессанса и приходят к осознанию того, что приоритетом в принятии стратегических решений становятся люди и их профессиональные качества - сначала делают людей, а уже потом - продукцию. Другой важнейший аспект вызова, на который нужно найти ответ, если компания хочет выжить в условиях возрастающих требований, - это потенциал коллектива и людей, его составляющих. Следовательно, в основе достижений конкурентного преимущества в меняющейся и волнующейся внешней среде лежит личное и коллективное творческое участие в процессе производства.
Все изложенное выше призвано показать значимость темы стратегии персонала и организационной культуры. Естественно, что организационная культура не приносит доход и прибыль сама по себе.
Организационная культура – это система общественно-прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией, перспектив развития. На организационную культуру человека оказывают влияние привычки и склонности, потребности и интересы, политические взгляды, профессиональные интересы, моральные ценности, темперамент. К элементам составляющих организационной культуры относятся следующие качества личности: позитивная реакция на лиц, имеющих власть, желание конкурировать, умение убеждать, стремление играть роль неформального лидера, терпимость к рутинной административной работе.
ОК в организации может формироваться четырьмя путями:
1. долговременной практической деятельностью.
2. деятельностью руководителя или собственника (своя ОК).
3. искусственным формированием организационной культуры специалистами консультационных фирм,
4. естественным отбором наилучших норм. правил и стандартов, привнесенных руководителем и коллективом.
Особенности организационной культуры находят отражение в символике, зависящей от приоритета в организационной культуре власти, роли, поступков или личности. Организационная культура может иметь особенности в зависимости от рода деятельности, формы собственности, занимаемого положения на рынке или в обществе. Высокий уровень стратегии персонала и организационной культуры – залог успеха
Приложения
Приложение №1
Цель: изучить процесс адаптации, социально-психологический климат на промышленном предприятии.
Объект: сотрудники, работающие не более 3 лет на данном предприятии.
Предмет: адаптация, социально-психологический климат.
Гипотеза: процесс адаптации помогает быстрее освоиться на новой работе, адаптивные люди являются более лояльными, управляемыми.
1. Нравится ли Вам Ваша работа?
а) очень нравится;
б) пожалуй, нравится;
в) работа мне безразлична.
2. Хотели бы Вы перейти на другую работу?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
3. Когда Вы пришли в первый день в эту организацию, что для Вас было самым трудным?
а) общение с новым коллективом;
б) общение с новым мастером;
в) привыкание к новому рабочему месту.
4. В первые дни работы Вам объяснили общие требования к работе?
а) да;
б) нет.
5. Кто Вам помог освоить новые должностные обязанности?
а) Ваш непосредственный мастер;
б) члены бригады;
в) никто не помогал.
6. Сколько по времени Вы осваивались с новыми должностными обязанностями?
а) до 1 месяца;
б) до 3 месяцев;
в) более полугода.
7. Вам было трудно привыкнуть к новому рабочему месту?
а) да;
б) нет.
8. В первые месяцы работы что для Вас имело наибольшее значение?
а) влиться в коллектив;
б) эффективно работать;
в) слышать одобрение руководства;
г) свой вариант ответа.
9. Если в первые месяцы работы у Вас возникала проблема, то к кому Вы обращались?
а) к Вашему непосредственному мастеру;
б) к специалисту бригады;
в) к наставнику;
г) ни к кому.
10. Ваше мнение об организации изменилось после того, как Вы начали в ней работать?
а) да, в лучшую сторону;
б) да, в худшую сторону;
в) нет, не изменилось.
11. Насколько хорошо, по Вашему мнению, организована ваша работа?
а) по-моему, наша работа организована очень хорошо;
б) в общем неплохо, хотя есть возможность улучшения;
в) трудно сказать;
г) работа организована неудовлетворительно, много времени расходуется впустую;
д) по-моему, работа организована очень плохо.
12. Как Вы считаете, какова причина увольнения сотрудников с предприятия?
а) сложный психологический климат;
б) плохая организация труда;
в) заработная плата;
г) свой вариант _.
Приложение №2
1. На вопрос "Нравится ли Вам Ваша работа?" ответили:
а) очень нравится - 11,72%;
б) пожалуй, нравится - 68,52%;
в) работа мне безразлична - 19,13%.
2. На вопрос "Хотели бы Вы перейти на другую работу?" ответили:
а) да - 31,48%;
б) нет - 39,5%;
в) не знаю - 30,86%.
3. На вопрос "Когда Вы пришли в первый день в эту организацию, что для Вас было самым трудным?" ответили:
а) общение с новым коллективом -19,13%;
б) общение с новым мастером - 9,25%;
в) привыкание к новому рабочему месту - 69,13%.
4. На вопрос "В первые дни работы Вам объяснили общие требования к работе?" ответили:
а) да - 93,82%;
б) нет - 6,17%.
5. На вопрос "Кто Вам помог освоить новые должностные обязанности?" ответили:
а) Ваш непосредственный мастер - 19%;
б) члены бригады - 75,3%;
в) никто не помогал - 7,4%.
6. На вопрос "Сколько по времени Вы осваивались с новыми должностными обязанностями?" ответили:
а) до 1 месяца - 82,71%;
б) до 3 месяцев - 14,81%;
в) более полугода - 1,2%.
7. На вопрос "Вам было трудно привыкнуть к новому рабочему месту?" ответили:
а) да - 18,51%;
б) нет - 82,71%.
8. На вопрос "В первые месяцы работы что для вас имело наибольшее значение?" ответили:
а) влиться в коллектив - 41,97%;
б) эффективно работать - 41,35%;
в) слышать одобрение руководства - 8,64%;
г) свой вариант ответа - большинство респондентов в этом варианте указали: "заработная плата" - 6,17%.
9. На вопрос "Если в первые месяцы работы у Вас возникала проблема, то к кому Вы обращались?" ответили:
а) к Вашему непосредственному мастеру - 35,18%;
б) к специалисту бригады - 35,18%;
в) к наставнику - 14,81%;
г) ни к кому - 1,23%.