Введение
В данной работе изложены основные понятия и определения, применяемые в маркетинге в России. Рассмотрены принципы, цели, задачи и функции российского маркетинга; а также виды рынков, их сегментирование, требования к выбору сегмента рынка, определение емкости рынка. Показаны каналы распределения товаров, методы стимулирования сбыта. Рассмотрены методы оценки зкономической эффективности производства, возможности продажи товаров организация торгов, а также лизинговые фирмы и их роль в бизнесе.
Работа предприятия требует совершенствования организации, планирования и управления производственно-хозяйственной деятельностью, разработки новых экономических подходов, решения следующих задач:
1. Быстро менять ассортимент изделий, приспосабливаться к запросам различных групп потребителей;
2. Расширять сферу гарантийного послепродажного обслуживания путем создания дополнительных сервисных услуг;
3. Постоянно вести работу по повышению эффективности производства, укреплению конкурентоспособности товаров;
4. Повышать гибкость производства; оперативно внедрять новую технику и технологию;
5. Совершенствовать организацию сбыта продукции путем исследования рынка, стимулирования объема продаж, экономического воздействия на производителя.
Маркетинг и создан для решения этих задач. Маркетинг представляет собой комплекс мер по изучению всех вопросов, связанных с процессом реализации продукции: исследование продукта (услуги, работы); анализ объема товарооборота предприятия; изучение рынка, форм и каналов товародвижения; конкурентоспособность товара; исследование мотивов поведения покупателя, рекламной деятельности; разработка эффективных способов продвижения товаров.
В настоящее время экономисты во многом расходятся по определению, что же такое маркетинг. Однако главным является его ориентация на потребителя. Сам термин "маркетинг" происходит от английского слова "маркет" (рынок) и поэтому означает деятельность в сфере рынка и сбыта, т.е., с одной стороны, он предназначен для целей всестороннего изучения рынка, спроса на товар, желания покупателей, учета всего этого в деятельности производителя, а, с другой стороны - активное воздействие на эти компоненты: комплексное изучение рынка, планирование производства товаров, выявление неудовлетворенного спроса, изучение каналов и способов стимулирования сбыта, воздействие на организацию и управление производством.
Все это формирует функции и содержание маркетинга, что позволяет дать ему следующее определение: МАРКЕТИНГ - это комплексная система организации производства и сбыта товара или оказания услуг.
Основные принципы маркетинга в условиях России таковы:
максимальное приспособление производства продукции и всей производственно-сбытовой деятельности производителя к требованиям рынка;
учет потребностей потребителя, условий предпринимательской деятельности, состояния и динамики спроса:
активное воздействие на спрос различными методами, не противоречащими закону;
принятие стратегических решений по мере обнаружения проблемы сбыта (ситуационное управление);
наличие многовариантности решения возникающих проблем сбыта;
ориентация на обеспечение долгосрочного коммерческого успеха; проявление маркетинговой инициативы как формы управления производством и сбытом продукции.
Комплекс маркетинга в России представляет собой сочетание элементов маркетинга, воздействующих на спрос товара и обеспечивающих желательную реакцию рынка. Все эти элементы объединены в четыре группы: товар (услуга); цена; распределение (сбыт); стимулирование (продвижение).
Принципы и комплекс российского маркетинга применимы для всех сфер деятельности: производства, сбыта, финансов. В каждой из них есть область их применения. Поэтому принципы и элементы комплекса маркетинга полезны всем: врачам, юристам, экономистам, финансистам, инженерам, консультантам по управлению, научным сотрудникам, работникам торговли.
Основой маркетинговой деятельности являются цели. Они могут быть не только коммерческими. Кроме того, они должны формулироваться так, чтобы их можно было выразить количественно. Например, к концу года повысить долю товара на рынке с 15 до 20%, или получить 20% прибыли. Чем четче сформулирована цель и доведена до каждого работника, тем больше пользу принесет служба маркетинга. В маркетинге цели объединяют в пять групп:
1 - рыночные (доля на рынке, завоевание рынка, выявление
перспективных рынков);
2 - маркетинговые (создание имиджа фирмы, мероприятия
по формированию общественного мнения ("паблик рилейшнз"),
объем продаж, объем прибыли, конкурентная борьба);
3 - структурно-упяавленческие (совершенствование структуры управления);
4 - обеспечивающие (ценовая политика, стимулирование сбыта, потребительские свойства товара, параметры товародвижения);
5 - контроль деятельности. При разработке цели маркетинга руководствуются следующими рекомендациями. Цели должны быть:
- измеримыми;
- как можно более простыми; -мобилизующими:
- достижимыми;
- концентрирующими внимание;
- контролируемыми;
- ранжируемыми;
- одобрены организацией.
Цели должны:
- предусматривать стимулы для тех, кто достиг их;
- иметь лиц, ответственных за их достижение;
- включать точные сроки.
В зависимости от поставленной цели различают несколько видов маркетинга:
1) потребительский - маркетинг товаров массового спроса;
2) промышленный - маркетинг товаров производственного
назначения:
3) ориентированный на продукт, изделие или услугу;
4) ориентированный на потребителя (особую группу потребителей);
5) международный:
6) некоммерческий (деятельность предприятий и организаций,
не ставящих своей целью получение прибыли для личного обогащения);
7) социальный - совокупность методов осуществления социальных программ государством и общественными организациями;
8) маркетинг - деятельность государства в сфере рынка;
9) микромаркетинг - маркетинговая деятельность фирм.
4. Службы и субъекты, применяемые в российском маркетинге
В условиях России следующие принципы и цели формируют функции службы маркетинга. Основными из них являются:
1. Аналитические функции, которые включают систематический комплексный анализ внешней и внутренней среды, тенденции их изменения, конъюнктуру рынка; анализ покупателей; анализ товаров и услуг; изучение конкурентов; анализ источников снабжения фирмы ресурсами; изучение поставщиков и посредников; анализ состояния и возможностей фирмы.
2. Производственно-сбытовые функции: организация разработки новых товаров, их производства, сбыта, сервиса; проведение ценовой политики; формирование спроса; стимулирование сбыта.
3. Функции управления и контроля: управление маркетингом как системой; стратегическое и тактическое планирование; выполнение и контроль маркетинговых решений; оценка их эффективности, приближение к поставленной цели, выработка предложений по всем аспектам маркетинговой деятельности.