5. Переоценить свой личный опыт и оставить только те навыки, которые востребованы в новых условиях. Известный американский миллионер и автор многих бестселлеров Роберт Кийосаки не перестает повторять, что ошибки и неудачи в бизнесе – это очень ценный опыт. Финансовые потери в период кризиса, конечно, неприятны, но не смертельны, если относиться к ним как к временному явлению и своеобразному уроку. Придется на время отказаться от многих дорогостоящих привычек и значительно изменить свой образ жизни. Однако существуют вещи, которые одинаково ценны везде: частная инициатива, решительность, умение брать на себя ответственность, принимать непростые решения, планировать свое время и действия, организовывать бизнес-процесс, управлять персоналом, сдерживать свои желания, знание законов рынка и многое другое.
6. Адаптироваться к новым условиям и решить для себя, имеет ли смысл заниматься бизнесом дальше. Значительное число предпринимателей в свое время открыли бизнес, пользуясь протекцией влиятельных знакомых и эксклюзивным доступом к финансовым ресурсам. Очевидно, что их компании уже «мертвы», а сами владельцы – рудименты совковой экономической системы – не могут продолжать свою деятельность, поскольку то, чем они раньше занимались, называется как угодно, но только не предпринимательством. Они привыкли делить и отнимать, а в бизнесе нужно уметь суммировать и умножать.
Компании другого типа предлагают товар, который нужен рынку. Однако он нужен не в таких количествах и не по такой цене. Им необходима капитальная реконструкция бизнес-процессов.
Для владельцев этих компаний адаптация в новых условиях будет крайне тяжелой. Проведение глубинных преобразований требует много времени, денег, сил, энергии и, самое главное – огромного желания.
Наконец, существуют компании, нуждающиеся в небольшом «косметическом ремонте» в сфере управления. Они предлагают хороший товар по конкурентной цене. Значит, дело за реорганизацией системы сбыта и поиском новых связей и контактов. Владельцы таких компаний, по сути, хорошие бизнесмены, только им необходимо изучить и принять новые правила игры и освоить рыночные механизмы сбыта товара, т.е. научиться самим активно продавать, так сказать, повысить квалификацию.
7. Реально оценить свое новое положение и ментально принять его. Еще Ходжа Насреддин заметил: «Сколько ни говори «халва» – во рту слаще не станет». Можно посыпать голову пеплом и плакать от горя, а можно успокоиться, взять себя в руки и осознать, что легкие времена безвозвратно ушли, начались тяжелые будни. Еще вчера вы могли позволить себе все: планировали переехать в больший дом, купить очередную машину, открыть новый филиал компании, перевести офис в более престижный бизнес-центр. Вам не хватало товара, чтобы удовлетворить потребности всех желающих, все искали дружбы с вами…
А сегодня ваш склад завален никому не нужным товаром, горы неоплаченных счетов за чрезмерные накладные расходы, нечем заплатить строителям за работу и материалы, стройка остановилась, и неизвестно, будет ли она когда-нибудь продолжена.
Какими словами можно описать то состояние, в котором вы находитесь? Депрессия, стыд, разочарование, страх, неуверенность в завтрашнем дне…
Тот, кто сможет быстро оправиться от эмоционального шока и начать все сначала, тот и победит. Читатель скажет: легко давать советы другим.
Однако автор сам неоднократно испытывал описанное состояние и не понаслышке знает, каково это. Всем известна истина, что время лечит. Вопрос только в том, есть ли у вас это время. Чем быстрее вы спуститесь на землю и перестанете обманывать себя и окружающих, чем быстрее вы перестанете жалеть себя и проклинать кризис, тем быстрее наступит оздоровление и появятся силы для нового рывка в бизнесе.
8. Перестроить систему сбыта в собственной компании. До кризиса в типовом успешном бизнесе при организации сбыта доминирующую роль играл отдел маркетинга (реклама, имидж, оформление товара, связи с общественностью, презентация фирмы и товара, выставки, исследования рынка и пр.). По значимости и общему бюджету он многократно превосходил отдел продаж. При этом продавцам в общем процессе движения товара от производителя к потребителю отводилась второстепенная роль. Основная задача продавца (менеджера по продажам) была сродни функциям официанта – вежливо и качественно обслуживать клиента, который сам пришел в ресторан.
В современных условиях необходимо поменять акценты, а в случае необходимости дополнительного сокращения общего бюджета и вовсе ликвидировать отдел маркетинга.
9. Переложить функцию сбыта на профессиональных продавцов. Как уже отмечалось в начале статьи, раньше во многих компаниях лучшим и единственным продавцом был сам хозяин. Теперь ему приходится заниматься другими жизненно важными делами. Отдел продаж нужно укомплектовать настоящими профессионалами, ни в чем не уступающими своему руководителю.
Если владелец бизнеса психологически не готов принять такую схему, он не потерпит рядом с собой никого, кто лучше и профессиональнее его самого. Следовательно, для создания современного отдела продаж, укомплектованного настоящими продавцами, хозяин фирмы или начальник отдела продаж должен внутренне быть / стать настоящим бизнесменом, т.е. человеком, способным видеть вокруг себя людей, превосходящих его с профессиональной точки зрения, способным поставить интересы дела выше соображений самолюбия.
Для подобной трансформации личности требуются годы (минимальный срок, по мнению Р. Кийосаки, – пять лет) практической деятельности и переобучения. 10. Найти новые стимулы. Понятно, что для такой масштабной личностной работы необходимы мощнейшие стимулы. Чтобы уже сейчас предприниматель смог поступать как настоящий бизнесмен, требуется очень весомый мотив и эмоциональный прорыв. Если конкретному предпринимателю нужен совет и помощь в данном вопросе, ему следует обратиться к опытному психологу или психотерапевту.
Резюмируя все вышеизложенное, можно сделать следующие выводы относительно методов улучшения функционирования бизнеса:
бизнес-среда докризисного периода и существующая в данный момент значительно различаются;
прежде чем выбирать мотивационную методику, необходимо выяснить, на кого она должна быть направлена;
типичный менеджер по продажам в секторе b-2-b не является и не может быть продавцом, поэтому мотивировать его бесполезно;
для того чтобы сохранить свой бизнес, предприниматели должны изменить свой менталитет и обучиться реальным навыкам продаж в рыночных условиях.