• Серьезное влияние на характер и специфику систем поощрений и стимулирования накладывают и отраслевые особенности, характер конкуренции и специфика отдельного бизнеса. Так производительность, норма прибыли, скорость оборачиваемости капитала, капиталоемкость, близость к потребителям и т.п. влияют на уровень базовых ставок у руководителей и специалистов, способы и выбор временных рамок при построении систем премирования. Очевидно, что характер и способы мотивации в компаниях, занимающихся торговлей, стратегическим сырьем, или в финансовых компаниях с быстрой оборачиваемостью и рентабельностью от 70 до 200% и большой теневой составляющей бизнеса, будет серьезно отличаться от мотивации производителей полиграфической продукции, мягкой игрушки и т.п. со средней рентабельностью от 15 до 35 %. У руководителей и специалистов, работающих в этих различных по прибыльности организациях, вознаграждение может варьироваться от двукратного до десятикратного размера и более. Следует принимать во внимание социальную и психологическую привлекательность работы в различных отраслях. Конечно же, создавать или торговать автомобилями гораздо престижнее, чем делать или продавать зубные щетки, а высокотехнологичные бизнесы популярнее, чем фермерство.
• И, наконец, определяющее влияние на подходы к мотивации сотрудников будут влиять цели организации, ее идеология и культура. Организации с осмысленной и сформулированной миссией, осознающие свою общественную полезность и ценность ее существования для потребителей и сотрудников, как правило, стремятся использовать и более прозрачные системы вознаграждения и стараться удовлетворять высшие социальные потребности своих сотрудников. Организации, ориентированные, прежде всего на прибыль, будут уделять самое пристальное внимание правильности оценки вклада сотрудников в получение этой прибыли, и большее влияние будут уделять удовлетворению таких потребностей своих сотрудников, как потребности в личном успехе, социальном статусе, символах успеха и власти. [18]
Система мотивации может рассматриваться как совокупность трех видов воздействий или стимулов: нематериальные, смешанные и материальные. Каждый раз комбинация этих трех видов стимулов или воздействий будет разная в зависимости от целей организации, ее идеологии, характера бизнеса, отраслевых особенностей и конкуренции в ней, масштаба и формы собственности. Но успешную систему мотивации характеризует очень четкая сбалансированность и «преданность» этих элементов, и в разработке и «подгонке» этих элементов будет очень полезен опыт развитых стран.
В таблице 1 приведены элементы мотивации труда, применяемые на предприятиях различных стран.
Таблица1 Элементы мотивации труда, применяемые на предприятиях различных стран.[19]
№ п/п |
Элементы мотивации труда |
Фирмы, корпорации, страны | ||||||
США |
IBM |
Delta Airlines |
Япония |
Китай |
Россия |
Беларусь | ||
1 |
Уважение к человеку |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
2 |
Обучение и подготовка кадров |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |
3 |
Постановка задачи перед сотрудником и оценка его труда |
+ |
+ |
+ | ||||
4 |
Планирование работ |
+ |
+ |
+ | ||||
5 |
Оплата выполнения работ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
Профессиональный рост и планирование карьеры |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
7 |
Система выдвижения предложений |
+ |
+ |
+ | ||||
8 |
Создание общей культуры |
+ |
+ |
+ |
+ | |||
9 |
Гарантия занятости |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
10 |
Приём работников высокого класса |
+ |
+ |
+ | ||||
11 |
Система аттестаций и собеседований |
+ |
+ |
+ |
+ | |||
12 |
Внимание к потребностям сотрудников |
+ |
+ |
+ | ||||
13 |
Участие персонала в управлении |
+ |
+ |
+ | ||||
14 |
Максимальная ответственность |
+ |
+ | |||||
15 |
Горизонтальные связи |
+ |
+ |
+ | ||||
16 |
Обеспечение социальных потребностей |
+ |
+ |