На основе проведенного анализа, мотивационной сферы воинской деятельности сержантов российской армии сформулируем следующие выводы.
Первый. Мотивы поведения находятся в тесной взаимосвязи и во взаимопроникновении. Являясь ядром духовного мира, они имеют непосредственное влияние на формирование и содержании таких регуляторов поведения, как патриотизм, достоинство , воинский долг и воинская честь, дисциплинированность, свобода совести и других, играющих значимую роль в жизнедеятельности наиболее предметно должен быть выражен деятельностный аспект, направленный на развитие духовного мира, на общение и оптимизацию их практической деятельности. Содержание мотивов деятельности изначально формируется и наличествует в сознании и мировоззрении. Затем оно закрепляется в социальных качествах и объективируется в деятельности.
Второй. Применительно к профессиональной деятельности ее мотивационные основы имеют рельефно выраженную специфику. Специфика деятельности и вытекающие из нее особенности функционирования мотивационной сферы деятельности в современных условиях требуют, чтобы содержание ее сочетало в себе преемственное наследование с формированием новых, учитывало процессы развития и возрождения, было глубоко научным и вместе с тем чувственно-практическим содержание духовной стороны жизнедеятельности воинского коллектива и армии в целом. В, нацеливалось на выполнение задач, стоящих перед Вооруженными Силами России.
Третий. Формирование побудительных мотивов деятельности представляется весьма сложным динамичным процессом, которому присущи восхождение от единичного к общему и от общего к частному, от менее глубокому познания к более глубокому осмыслению сущности духовности, переход мотивационной сферы в новое качество под воздействием различных условий и факторов и средств формирования. Данный процесс осуществляется как совокупность различных, относительно обособленных и взаимосвязанных процессов. В нем можно выделить три этапа, выражающие основные характерные стадии развития сознания н мировоззрения офицеров и их проявления: а) анализ состояния мотивов поведения и сравнение его с необходимыми требованиями;
Выбор средств формирования мотивационной сферы, учет факторов и условий, а так же специфики самих мотивов в системе социальных свойств офицера и проявление их на практике. Эти этапы качественно различны и характеризуются своими специфическими чертами. Кроме того, следует учитывать специфику периода службы (абитуриент, курсант, молодой офицер и т.д.).
Четвертый. Формирование новой мотивационной системы требует многостороннего, комплексного подхода, а главное - знания и учета тенденций их формирования в новых, динамичных условиях, этапа переживаемого страной и российскими Вооруженными Силами. Реализация данных тенденций возможна только в их тесном единстве. В истории Отечества н Вооруженных Сил данные тенденции формирования профессиональной направленности проявлялись многозначно и не всегда с положительным результатом, что не могло не сказаться на зрелости духовных качеств. И сегодня имеет место иллюзорная, неадекватная оценка многих явлений и фактов объективной реальности, своего выполнения воинского долга. Выявление и учет указанных тенденций в процессе строительства Вооруженных Сив России, выдвижение на первый план традиционно ценностных, а также новых идеалов, - важнейшая задача всех причастных к воспитанию командиров, педагогических работников, представителей средств массовой информации, коллективов ученых и исследователей.
Заключение
Общий кризис в России коснулся всех сфер деятельности, в том числе и Вооруженных Сил. Грамотно спроектированная работа командиров должна создавать внутреннюю мотивацию, ощущение личного вклада в качество боевой подготовки, мероприятий повседневной деятельности войск, в том числе, на стимулирование служебной деятельности младших командиров. Человек - существо социальное, а значит, чувство сопричастности способно вызвать в нем глубокое психологическое удовлетворение, оно так же позволяет осознать себя как личность.
Однако те методы стимулирования, которые применяются у нас в армии, еще очень несовершенны, а ведь, когда от результатов мотивации будет зависеть общий уровень боевой готовности и боевой подготовки частей и подразделений, то эти результаты окажутся в центре самого пристального внимания и могут стать источниками очень серьезных конфликтов. Надеяться на появление абсолютно объективных методов оценки служебной деятельности столь сложного объекта, как человек, пока что не приходится.
Это позволяет сделать вывод о том, что эффективная мотивация и стимулирование служебной деятельности командиров позволяют получить эффект не только в странах, благополучных в экономическом отношении. Ориентация на человеческий фактор дает убедительные результаты и в нынешних условиях Российских Вооруженных сил.
Приложение 1.
Сравнение соответствия элементовпрофессиональнойдеятельностимладшего командира с аналогичными гражданскими специальностями
Специфика деятельности младшего командира курсантского подразделения ВВУЗа | Гражданский аналог профессиональной подготовки |
* сочетание деятельности руководителя коллектива и воспитателя подчиненных в одном лице | Нет аналога |
* управление воинским коллективом (15-35 чел.) в сочетании с индивидуально-воспитательной работой | Уровень высшего профессионального образования |
* воспитательная работа со сверсниками | Нет аналога |
* воспитатель и воспитанник находятся в одинаковых условиях общежития круглосуточно | Нет аналога |
* специальность: начальное военное обучение и воспитание | Уровень среднего профессионального образования |
* класс решаемых воспитательных задач – диагностические II уровня | Уровень высшего или среднего профессионального образования |
Приложение 2.
Система создания мотивационно-стимулирующих условий труда
Функция привлеченного человека | Позиционер | Что необходимо поддерживать у работающего |
Работник [собственник рабочей силы] | Работодатель [собственник денежных средств и средств производства] | заинтересованность в результатах своего труда, в максимальном приложении своих рабочих сил |
Специалист-профессионал | Предприниматель [хозяин дела] | профессиональное самоопределение к работе в фирме в рамках специальности |
Сотрудник Фирмы | Фирма в целом | самоопределение к работе в этой конкретной фирме, имеющей свои традиции, корпоративную культуру, условия труда и пр. |
Исполнитель | Менеджер | самоопределение к исполнительским нормам |
Коллега | Коллега[работник вспомогательной службы и т.п.] | самоопределение к конструктивному взаимодействию с коллегами |
Рационализатор | Заинтересованный в нормативной организации труда [НОТ] | заинтересованность во внесении рациональных предложений |
Член коллектива | колектив | самоопределение к культурным нормам общения, к поддержанию здорового психологического климата |
Работник-пользователь оргтехникой, спецоборудованием и т.д. | Технолог | готовность и способность к технологически правильному использованию оборудования, оргтехники и т.п. |