Обретение управлением человеческими ресурсами стратегического измерения делает кадровую политику более активной в отличие от пассивной и реактивной политики, характерной для традиционных моделей управления персоналом. Ответственность за реализацию более активной кадровой политики возлагается также и на линейных менеджеров (руководителей структурных подразделений).
Таким образом, работа руководителей всех звеньев интегрируется в систему кадрового менеджмента. Происходит переориентация системы кадрового менеджмента на индивидуальную работу с персоналом, а, следовательно, с доминировавших в управлении персоналом коллективистских ценностей на индивидуалистические.
Если традиционно менеджер по персоналу должен был стремиться сэкономить на издержках, связанных с воспроизводством рабочей силы (а поэтому и не был заинтересован в долговременных инвестициях в человеческий капитал), то технология управления человеческими ресурсами нацелена на повышение эффективности подобного рода инвестиций, обеспечивающих постоянный профессиональный рост работников предприятия и улучшение качества условий труда. В связи с этим компетентность менеджеров оказывается ключевым элементом кадрового потенциала современной корпорации.
Новая система кадрового менеджмента предполагает сильную и адаптивную корпоративную культуру, стимулирующую атмосферу взаимной ответственности наемного работника и работодателя, стремление всех работников корпорации сделать ее «лучшей компанией» за счет поддержки инициативы на всех уровнях организации, постоянных технических и организационных нововведений, открытого обсуждения проблем.
3. Передовая кадровая стратегия XXI в. включает два исходных элемента: намерения и направления.
Стратегические намерения: миссия специалиста по человеческим ресурсам в современной высококонкурентной среде — наращивать кадровый потенциал корпорации, чтобы реализовать ее бизнес-стратегию.
Успех зависит от того, насколько тщательно на основе диагностики, проводимой кадровыми специалистами и линейными руководителями, будут составлены индивидуальные планы развития, которые призваны устранить сложившийся разрыв между растущими профессиональными требованиями (не всегда легко эксплицируемыми, а не то, чтобы стандартизированными) и существующим уровнем компетентности каждого работника. Стратегические направления — компонент стратегии, который раскрывает пути достижения стратегических целей корпорации.
В XXI в. ключевым стратегическим направлением кадрового менеджмента станут разработка и освоение новой технологии - управления движением и ростом человеческого капитала.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Таблица 1. Классификация факторов, учитываемых при проведении оценки результативности труда
Факторы |
Содержание факторов | |
1 |
2 | |
Естественно-биологические |
Пол | |
Возраст | ||
Состояние здоровья | ||
Умственные способности | ||
Физические способности | ||
Климат | ||
Географическая среда | ||
Сезонность и др. | ||
Социально-экономические |
Состояние экономики | |
Государственные требования, ограничения и законы в области труда и заработной платы | ||
Квалификация работников аппарата управления | ||
Мотивация труда | ||
Уровень жизни | ||
Уровень социальной защищенности и др. | ||
Технико-организационные |
Характер решаемых задач | |
Сложность труда | ||
Состояние организации производства и труда | ||
Условия труда (санитарно-гигиенические, | ||
эргономические, эстетические и др.) | ||
Объем и качество получаемой информации | ||
Уровень использования научно-технических | ||
достижений и др. | ||
Социально-психологические |
Отношение к труду | |
Психофизиологическое состояние работника | ||
Моральный климат в коллективе и др. | ||
Рыночные |
Развитие многоукладной экономики | |
Развитие предпринимательства | ||
Уровень и объем приватизации | ||
Конкуренция | ||
Самостоятельный выбор системы оплаты труда | ||
Либерализация цен | ||
Акционирование организаций | ||
Инфляция | ||
Банкротство | ||
Безработица и др. | ||