Скорректированный фонд заработной платы текущего года является условно-фактическим фондом, увеличенным на значение этого эффекта. Этим объясняется расхождение в величинах ЭтЗПл таблиц 2 и 3.
В первом случае эффект не включается в фонд зарплаты будущего года, во втором — наоборот. Дальнейшие расчеты не вызывают трудностей: последовательно вычисляются показатели, величины которых изменяются в связи с включением в фонд заработной платы эффекта от повышения производительности труда, — начисления на фонд зарплаты, фонд оплаты труда, налог на прибыль, чистую прибыль.
Результаты расчетов свидетельствуют, что изложенный вариант повышения оплаты труда — крайне "жесткий" по отношению к работодателям. Если в 2000 г. доля фонда заработной платы в чистом внутреннем продукте составила 36,7%, чистая прибыль — 28,2%, то в 2007 г., соответственно, — 52,5 и 15,4%. Введение такого варианта может сдержать инвестиционную активность предприятий и серьезно уменьшит дивиденды их собственников. Вместе с тем не нужно забывать, что значительная часть экономики страны функционирует в тени, и такой подход мог бы подтолкнуть предпринимателей легализовать свои теневые прибыли.
Второе направление повышения доходов работников — их участие в прибылях предприятия. Справедливое, четкое и понятное для всех распределение прибылей между экономическими агентами — государством, работодателями (собственниками) и наемными работниками является главным условием для того, чтобы создать благоприятный социально-психологический климат, вызвать у каждого желание стать сопричастным к стабильно высоким общим результатам деятельности.
Те или иные модификации системы участия в прибылях распространены во всех развитых странах с рыночной экономикой. В пользу работников там направляется до 25% чистых прибылей. Правительства этих стран, администрация предприятий, а также профсоюзы принимают активное участие в формировании законодательной базы поданным вопросам. Так, в Великобритании еще в 1978 г. был принят важный законодательный акт об участии рабочих в распределении прибылей; во Франции в 1986 г., согласно постановлению правительства, вошли в действие специализированные "коллективные договоры по заинтересованности", предусмотревшие передачу части прибыли в фонд оплаты труда8. В 1995 г. доля участия рабочих в прибыли составила: во Франции и Канаде - от 10 до 15%, в Великобритании, Германии, США - от 4 до 6%.
Таблица 4
Результаты отнесения части эффекта от повышения производительности труда на себестоимость продукции в экономике Украины в 2001—2007 гг. (млн. грн.)
№ п/п |
Показатель |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
1 1.1 1.2 |
Прирост производительности живого труда к предыдущему году: - в процентах - в долях единицы |
0 0 |
11,8 0,118 |
5,1 0,051 |
10,9 0,109 |
13,7 0,137 |
2,5 0,025 |
8,5 0,085 |
4,6 0,046 |
2 |
Прирост фактического фонда заработной платы (Д ФЗПлф) (гр. 1.1 табл. 2) |
0 |
10364 |
11912 |
13622 |
25187 |
42250 |
37165 |
67597 |
3 |
Условно-фактический фонд заработной платы (ФЗЯлтсл.4.) |
51379 |
61743 |
80941 |
98691 |
134635 |
195330 |
237378 |
325152 |
4 |
Эффект, связанный с фондом заработной платы (Э^Нгр.Зхгр. 1.2) |
0 |
7286 |
4128 |
10757 |
18445 |
4883 |
20177 |
14957 |
5 |
Фонд заработной платы, скорректированный на величину Э®3"" (ФЗПл^) (гр. 3 + гр. 4) |
51379 |
69029 |
85069 |
109448 |
153080 |
200213 |
257555 |
340109 |
6 |
Начисления на ФЗПлск (40%) (гр. 5 х 0,4) |
20554 |
27612 |
34028 |
43779 |
61232 |
80085 |
103022 |
136044 |
7 |
Скорректированный фонд оплаты труда (ФОТ^) (гр. 5 + гр. 6) |
71933 |
96641 |
119097 |
153227 |
214312 |
280298 |
360577 |
476153 |
8 |
Скорректированная общая прибыль до налогообложения (ОПрсх) (гр. 1 табл. 1 - гр. 1.2.2 табл. 1 - гр. 7) |
47092 |
54262 |
52312 |
58222 |
65224 |
77996 |
77997 |
117393 |
9 |
Сумма налогов на скорректированную общую прибыль (Нал^) (гр. 8 х гр. 1.5 табл. 1) |
7700 |
6967 |
7198 |
8634 |
8636 |
12916 |
12012 |
17527 |
10 |
Скорректированная чистая прибыль (ЧПр^ (гр. 8 - гр. 9) |
39394 |
47295 |
45114 |
49588 |
56588 |
65080 |
65985 |
99866 |
11 11.1 11.2 11.3 |
Распределение чистого валового продукта между субъектами рынка *: - работниками (гр. 5) - работодателями (гр. 10) - государством (гр. 6 + гр. 9 + гр. 1.2.2 табл. 1) |
51379 36,7 39394 |
69029 40,6 47295 |
85069 44,9 45114 |
109448 47,9 49588 |
153080 51,3 56588 |
200213 51,2 65080 |
257555 53,0 65985 |
340109 52,5 99866 |
28,2 49079 35,1 |
27,8 53563 31.6 |
23,8 59467 31,3 |
21,7 69423 30,4 |
19,0 88869 29,7 |
16,7 125614 32,1 |
13,6 162348 33,4 |
15,4 208420 32,1 |