рефераты по менеджменту

Механизм действия финансового менеджмента на предприятии

Страница
4

Итак, эффект финансового левериджа по 1 концепции расчета определяется:

ЭФЛ = (ЗКср/СКср)*(ЭРА-i)*(1-н)

(ЭРА-i) – дифференциал

(ЗКср/СКср) – плечо рычага

2. Американская концепция расчета финансового левериджа

Эта концепция рассматривает эффект в виде приращения ЧП на 1 обыкновенную акцию на приращение НРЭИ, то есть этот эффект выражает прирост ЧП, полученный за счет приращения НРЭИ.

DЧП ЧП

ЭФЛ = (¾¾ / ¾¾) / (DНРЭИ / НРЭИ)

КОА КОА

ЧП = (НРЭИ – S%кр)*(1-н)

DЧП = (DНРЭИ – S%кр)*(1-н) = DНРЭИ*(1-н)

DЧП DНРЭИ DНРЭИ*(1-н) НРЭИ

ЭФЛ = ¾¾ / ¾¾¾¾ = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾ = ¾¾¾ = НРЭИ /

ЧП НРЭИ (НРЭИ – S%кр)*(1-н) DНРЭИ

/ (НРЭИ – S%кр) = (БП + S%кр)/БП

ЭФЛ = НРЭИ/(НРЭИ – S%кр) = (БП + S%кр)/БП

Эта формула показывает степень финансового риска, возникающего в связи с использованием ЗК, поэтому чем больше сила воздействия финансового левериджа, тем больше финансовый риск, связанный с данным предприятием:

а) для банкира – возрастает риск невозмещения кредита:

б) для инвестора – возрастает риск падения дивиденда и курса акций.

Т.о. первая концепция расчета эффекта позволяет определить безопасную величину и условия кредита, вторая концепция позволяет определить степень финансового риска, и используется для расчета совокупного риска предприятия.

3. Операционный леверидж и его эффект

Понятие операционного левериджа связано со структурой

себестоимости и, в частности, с соотношением между условно-постоянными и условно-переменными затратами. Рассмотрение в этом аспекте структуры себестоимости позволяет, во-первых, решать задачу максимизации прибыли за счет относительного сокращения тех или иных расходов при приросте физического объема продаж, а, во-вторых, деление затрат на условно-постоянные и условно-переменные позволяет судить об окупаемости затрат и предоставляет возможность рассчитать запас финансовой прочности предприятия на случай затруднений, осложнений на рынке, в-третьих, дает возможность рассчитать критический объем продаж, покрывающий затраты и обеспечивающий безубыточную деятельность предприятия.

Решение этих задач позволяет прийти к следующему выводу: если предприятие создает определенный объем условно-постоянных расходов, то любое изменение выручки от продаж порождает еще более сильное изменение прибыли. Это явление называется эффектом производственного (операционного) левериджа.

Например: Допустим в отчетном году выручка от реализации составила 10 млн.р. при совокупных переменных затратах 8,3 млн.р. и постоянных затратах 1,5 млн.р. Прибыль = 0,2 млн.р.

Предположим, что в плановом году планируется увеличение выручки за счет физического объема продаж на 10% (т.е. 11 млн.р.) Постоянные расходы = 1,5 млн.р. Переменные расходы увеличиваются на 10% (т.е. 8,3*1,1=9,13 млн.р.). Прибыль от реализации =0,37 млн.р. (т.е. 11–9,13–1,5). Темп роста прибыли (370/200)*100 = 185%. Темп роста выручки= =110%. На каждый прирост выручки мы имеем прирост прибыли 8,5%, т.е. ЭОЛ = 85%/10%= 8,5%

Т.о. силу (эффект) производственного левериджа можно рассматривать как характеристику делового риска предприятия, возникающего в данной сфере бизнеса или в связи с его отраслевой принадлежностью. А измерить этот эффект можно как процентное изменение прибыли от реализации после возмещения переменных затрат (или НРЭИ) при данном проценте изменения физического объема продаж.

DНРЭИ DQ

ЭОЛ = ¾¾¾¾ = ¾¾¾

НРЭИ Q

Q – физический объем продаж,

р – цена,

р*Q – выручка от реализации,

Sпз – ставка переменных затрат на выпуск продукции

Sпост – постоянные затраты

НРЭИ = р*Q – (Sпз*Q + Sпост) = Q*(p-Sпз) – Sпост

DНРЭИ = DQ*(p – Sпз)

Q*(p-Sпз) Q Q*(p-Sпз) НРЭИ+Sпост

1) ЭОЛ = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾ х ¾¾ = ¾¾¾¾¾¾¾¾ = ¾¾¾¾¾

Q*(p-Sпз) – Sпост Q Q*(p-Sпз) – Sрост НРЭИ

ЭОЛ= 1+(Sпост/НРЭИ)

2) ЭОЛ = МД/(МД-Sпост) = МД/П

Эти формулы позволяют ответить на вопрос, насколько чувствителен маржинальный доход (МД) к изменению объема производства и продаж, и насколько хватило бы МД не только на покрытие постоянных расходов, но и формирование прибыли.

В связи с понятием эффекта производственного левериджа возникает понятие запаса финансовой прочности (ЗФП), который обеспечивает получение прибыли предприятия, и понятие предела безопасности (безубыточный объем производства и продаж или критический объем продаж).

p*Q – (Q – Sпз + Sпост)=0

Qк (натур.) = Sпост/(p-Sпз)

Sпост Sпост Sпост Sпост

Qк (стоим.) = Qк (натур.)* p = ¾¾¾ х p = ¾¾¾¾ = ¾¾¾¾ = ¾¾¾

р – Sпз (p-Sпз)/p 1 – (Sпз/p) МД/р

ЗФП = ВРф – Qк (стоим.)

ВРф – выручка от реализации (фактическая),

Qк(стоим) – критический объем в стоимостном выражении,

ЗФП – запас финансовой прочности

Оценка совокупного риска, связанного с предприятием

Понятие совокупного риска связано с двумя видами рисков, которые генерирует практически любое предприятие, то есть с риском предпринимательским (деловым) и риском финансовым, связанным со структурой источников финансирования.

- Предпринимательский риск связан с конкретным бизнесом предприятия, гибкостью экономической стратегии, позволяющей нивелировать отрицательное влияние высокого уровня условно-постоянных затрат и использовать его как рычаг для приращения прибыли от продаж.

- Финансовый риск опирается на структуру капитала и связан с неустойчивостью финансовых условий кредитования, колебаниями экономической рентабельности, возникающими желаниями владельцев предприятия на использование (выплату) всей ЧП на дивиденды, а также зачастую финансовый риск обусловлен условиями налогообложения предприятия.

Предпринимательский и финансовый риск взаимосвязаны между собой, и в результате каждый из них воздействует на прибыль предприятия, то есть прибыль формируется как под воздействием структуры затрат производственного характера, так и под воздействием структуры затрат, возникающих в связи с финансированием деятельности. Поэтому производственный и финансовый риски мультиплицируются и формируют совокупный риск предприятия.

Совокупный риск – риск, связанный с возможным недостатком средств, необходимых для покрытия текущих расходов и расходов по обслуживанию внешних источников финансирования.

Уровень совокупного риска показывает, на сколько% изменится ЧП предприятия на 1 акцию при изменении объема продаж на 1%.

То есть уровень совокупного риска может быть определен как произведение эффекта финансового левериджа, рассчитанного по второй концепции, и эффекта операционного левериджа.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту