ü сверхурочные;
ü каким образом выплачиваются деньги;
ü удержания;
ü распродажи;
ü рост оплаты;
ü займы в банке;
ü возмещение затрат.
4. Дополнительные льготы:
ü виды страхования;
ü лечение у стоматологов;
ü пособия по временной нетрудоспособности;
стаж;
ü выходные пособия; пособия по болезни, болезням в семье, в случае тяжелых утрат; пособия по материнству;
ü планы по увольнению на пенсию;
ü возможности обучения на работе;
ü наличие столовой, буфетов;
ü оздоровительные центры;
ü дополнительные услуги компании для своих служащих.
5. Охрана труда и техника безопасности:
ü заполнение карты данных на случай крайней необходимости (если это не было сделано в процессе найма);
ü здравоохранение и места оказания первой медицинской помощи;
ü физкультурно-оздоровительные центры;
ü меры предосторожности;
ü предупреждение о возможных опасностях на производстве;
ü правила противопожарной безопасности и контроля;
ü правила поведения при несчастных случаях и порядок оповещения о них;
ü требования к физической подготовке;
ü запреты на употребление алкоголя и наркотиков.
6. Работник и его отношения с профсоюзом:
ü сроки и условия найма;
ü назначения, перемещения, продвижения;
ü испытательный срок;
ü руководство работой;
ü информирование о неудачах на работе и опозданиях на работу;
ü права и обязанности работника;
ü права менеджера и непосредственного руководителя;
ü отношения с непосредственным руководством и управленцами;
ü организации рабочих;
ü постановления профсоюзов и политика компании;
ü руководство и оценка исполнения работы;
ü дисциплина и взыскания;
ü оформление жалоб;
ü содержание и проверка регистрации персонала;
ü коммуникация: каналы коммуникации, почтовые материалы, распространение новых идей;
ü санитария и гигиена;
ü проверка безопасности оборудования и обмундирования;
ü степень риска.
7. Служба быта:
ü служба питания, кафетерии;
ü специализированные места для приема пищи;
ü наличие служебных входов;
ü условия для парковки машин;
ü первая помощь;
ü комнаты отдыха.
8. Экономические факторы:
ü прибыли;
ü стоимость рабочей силы;
ü стоимость оборудования;
ü ущерб от прогулов, опозданий, несчастных случаев.
Пример специализированной программы профориентации:
1. Функции подразделения:
ü цели, приоритеты;
ü организация и структура;
ü практическая деятельность;
ü взаимоотношения с другими подразделениями;
ü взаимосвязь между различными родами деятельности внутри подразделения.
2. Рабочие обязанности и ответственность:
ü детальное описание текущей работы и ожидаемых результатов;
ü разъяснение того, почему эта конкретная работа важна, как она соотносится с другими в подразделении и на предприятии в целом;
ü обсуждение общих проблем и способов их решения;
ü нормативы качества выполнения работы и основы оценки исполнения;
ü длительность рабочего дня и расписание;
ü сверхурочные;
ü дополнительные назначения (например, замена отсутствующего работника с другими обязанностями).
3. Процедуры, правила, предписания:
ü правила, характерные только для данного вида работы или данного подразделения;
ü поведение в случае аварий;
ü правила техники безопасности;
ü информирование о несчастных случаях и опасности;
ü гигиенические стандарты;
ü охрана и проблемы, связанные с воровством;
ü отношения с работниками, не принадлежащими к данному подразделению (например, водителями);
ü еда, курение и т.п. на рабочем месте;
ü вынос вещей из подразделения;
ü контроль за нарушениями;
ü оформление ведомостей;
ü перекуры, перерывы;
ü обед;
ü телефонные переговоры личного характера в рабочее время;
ü использование оборудования;
ü контроль и оценка исполнения и т.д.
4. Осмотр подразделения:
ü комнаты отдыха и душевые;
ü кнопка пожарной тревоги и пожарной станции;
ü часы работы;
ü шкафчики (для переодевания);
ü выходы и входы;
ü вода для питья и умывальники;
ü помещения технического обслуживания;
ü отделения охраны и санитарное;
ü места для курения;
ü места расположения служб данного департамента;
ü места оказания первой помощи.
5. Представление сотрудников подразделения.
Одна из важных проблем кадровой работы в организациях при привлечении персонала — управление адаптацией.
Адаптация — это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда.
Когда человек поступает на работу, он включается в систему внутриорганизационных отношений, занимая в ней одновременно несколько позиций. Каждой позиции соответствует совокупность требований, норм, правил поведения, определяющих социальную роль человека в коллективе как работника, коллеги, подчиненного, руководителя, члена коллективного органа управления, общественной организации и т.п. От человека, занимающего каждую из названных позиций, ожидается соответствующее ей поведение.
Процесс взаимного приспособления, или трудовой адаптации, сотрудника и организации будет тем успешнее, чем в большей степени нормы и ценности коллектива являются или становятся нормами и ценностями отдельного сотрудника, чем быстрее и лучше он принимает, усваивает свои социальные роли в коллективе. Выделяются два направления адаптации:
- первичная, т.е. приспособление молодых сотрудников, не имеющих опыта профессиональной деятельности (как правило, речь идет в данном случае о выпускниках учебных заведений различного уровня);
- вторичная, т.е. приспособление сотрудников, имеющих опыт профессиональной деятельности (как правило, меняющих объект деятельности или свою профессиональную роль, например, переходящих в ранг руководителя).
В теоретическом и практическом плане выделяется несколько аспектов адаптации:
- психофизиологический — приспособление к новым физическим и психологическим нагрузкам, физиологическим условиям труда;
- социально-психологический—приспособление к относительно новому социуму, нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе;
- профессиональный — постепенная доработка трудовых способностей (профессиональных навыков, дополнительных знаний, навыков сотрудничества и т.п.);
- организационный — усвоение роли и организационного статуса рабочего места и подразделения в общей организационной структуре, а также понимание особенностей организационного и экономического механизма управления фирмой.