Интенсивность (производительность) любого процесса (в том числе творческого) обусловлена взаимным действием трех основных причин:
движущих сил процесса - внешних и внутренних побудительных обстоятельств, причин, мотивов, вызывающих течение процесса;
факторов ускорения - внешних и внутренних условий процесса, воздействия на которые позволяет увеличить интенсивность процесса;
факторов торможения - внешних и внутренних условий процесса, воздействие на которые позволяет уменьшить интенсивность процесса.
Эффективность решения творческой проблемы в первую очередь определяется продуктивностью творческого мышления при отсутствии информации о технологии поиска.
Но продуктивность в свою очередь зависит oт искусства преодоления препятствий, лежащих на пути познания.
Ф. Бэкон указывает на четыре вида препятствий - призраки познания. Первые два коренятся непосредственно в человеческой природе, будучи врожденными. Два других порождены особенностями социальной жизни и психологии.
Первый вид заблуждений - это "призраки рода". Они свойственны всем людям, поскольку результаты мыслительной деятельности базируются на искаженной информации органов чувств.
К этому же виду заблуждений относится стремление человека при разрешении проблемных ситуаций пользоваться готовыми решениями, привычными штампами, освоенными стандартами (психологическая инерция мышления).
Второй вид заблуждений - это "призраки пещеры", к которым относятся разнообразные индивидуальные вариации и отклонения в проявлении "призраков рода": неодинаковые интересы людей ориентируют различным образом их познавательные усилия и оценки.
Третий вид заблуждений - это "призраки рынка", проистекающие из особенностей социальной жизни человека.
Эти "призраки" состоят в подверженности общераспространенным взглядам, предрассудкам и умственным заблуждениям.
Четвертый вид заблуждения - это "призраки театра ", которые производны от "призраков рынка". Здесь речь идет об искажающем влиянии ложных теорий и философских учений.
Р. Декарт в работе "Рассуждение о методе" изложил четыре правила познания:
первое правило - принимать за истинное все, что воспринимается в очень ясном и отчетливом виде и не дает повода к какому-либо сомнению, т.е. вполне очевидно;
второе правило - каждую сложную вещь, ради успеха ее изучения, следует делить на более простые составляющие, чтобы затем сосредоточить внимание на этих простых, не поддающихся дальнейшему делению умом, части;
третье правило - в познании мыслью следует идти от простейших, т.е. элементарных и наиболее для нас доступных вещей, к вещам более сложным и соответственно трудным для понимания;
четвертое правило - осуществлять полные описания предмета исследования, не упуская ничего из внимания.
В рассмотренных подходах четко просматриваются элементы системного анализа.
Попытка формализовать метод активизации технологии творчества с точки зрения системного анализа осуществлена в работе А.Б. Потапова. В ней рассмотрены направления развития системных объектов, общие законы развития систем и закономерности структурных преобразований систем.
Кроме того, рассматривается методика, в основе которой лежит принцип узлового элемента системы.
Алгоритм поиска узлового элемента включает:
определение состава элементов исходной системы;
определение вида потребительского противоречия. Установление потребительского свойства, требующего улучшения, - критичного потребительского свойства;
установление и исследование причинно-следственной цепи взаимодействия элементов, влияющих на проявление системой критичного потребительского свойства;
определение круга элементов, которые допускают видоизменение;
выявление элемента цепи, изменение физического параметра которого является необходимым условием улучшения критического потребительского свойства и первопричиной ухудшения конфликтного потребительского свойства.
Метод активизации технологии творчества позволяет решать проблемные ситуации поэтапно и может быть представлен в следующем виде.
Этап 1. Формулировка задачи в системных категориях в виде потребительского противоречия. Важной особенностью данного этапа является необходимость принятия решения о стратегии дальнейшей поисковой деятельности.
Этап 2. Задача решается на базе условий первого этапа, т.е. отталкиваясь только от системной формулировки задачи.
Решение производится за счет личных творческих возможностей и информированности разработчика (исследователя, руководителя и т.д.), без применения каких-либо внешних методических приемов.
Этап 3. Если проблемная ситуация не решается на втором этапе простым силовым наскоком, значит, творческие ресурсы исчерпаны и пришло время применить методические средства - специальные приемы и логические операторы.
Этап 4. Если задача не решается на третьем этапе, следует продолжить решение, используя операторы предварительного "дробления" задачи (оператор выявления противоречия; оператор применения приемов и таблиц разрешения противоречий; оператор применения законов интеграции и дифференциации).
Этап 5. Если процедуры четвертого этапа не привели к разрешению проблемной ситуации, следует продолжить решение задачи, используя операторы полного "ослабления" задачи (оператор определения физического противоречия; оператор применения приемов разрешения физических противоречий).
К ассоциативным методам (во многом аналогичным) относятся: метод каталога, метод фокальных объектов, метод гирлянд случайностей и ассоциаций и др.
Эти методы основываются на применении в творческом процессе семантических свойств понятий путем использования аналогии их вторичных смысловых оттенков.
Основными источниками для генерирования новых идей служат ассоциации, метафоры и случайно выбранные понятия.
Для возникновения ассоциаций и генерирования идей можно использовать различные метафоры. Метафоры могут служить подсказкой для нахождения идеи.
С целью расширения пространства поиска идей и повышения степени их оригинальности прибегают к гирляндам метафор (ассоциаций).
Чаще всего применяют две их разновидности: концентрированные гирлянды, различным образом выражающие одно и то же ключевое понятие; гирлянды последовательных метафор, при генерировании которых предыдущая метафора является ключевым понятием для образования последующей.
Если на совершенствуемый объект перенести признаки других, случайно выбранных объектов, то резко возрастает число неожиданных вариантов решения.
Эта идея явилась основой метода каталога и усовершенствованного метода фокальных объектов.
Метод фокальных объектов дает хорошие результаты при поиске новых модификаций известных способов и устройств и для тренировки воображения. Сущность этого метода состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса.