Существует большое количество методов поиска новых идей и решений, которые обеспечивают эффективную творческую деятельность. Эти методы служат надежным и эффективным инструментом менеджмента. Знать эти методы или, по крайней мере, иметь о них представление, обязан каждый менеджер.
Приведём краткое описание, особенности и области применения некоторых основных методов управления:
· мозговой штурм и его разновидности;
· конференция идей;
· синектика;
· пул мозговой записи;
· идея Делфи;
· опрос с помощью карточек;
· идейная инженерия;
· метод коллективного блокнота;
· триггерная[1] техника;
Классический мозговой штурм. Мозговой штурм (мозговая атака) — это метод работы группы, согласно которому первоочередной целью является нахождение новых альтернативных вариантов решений в проблемной ситуации.
Все проблемы условно разделяют на три основных характерных типа:
· аналитические или причинные (почему клиенты слабо заинтересованы в приобретении продукта вашего предприятия);
· синтетические (как обеспечить эффективную и достаточную реализацию вашего продукта при условии слабой заинтересованности в нем);
· проблемы выбора (какой выбрать наиболее быстрый способ эффективной реализации вашего продукта).
Мозговой штурм особенно эффективен при решении синтетических проблем.
Стадии мозгового штурма:
· представление проблемы для рассмотрения;
· выдвижение как можно большего количества идей для решения проблемы;
· лицо, представляющее проблему для рассмотрения, выбирает несколько идей для дальнейшей проработки;
· на основе отобранных идей разрабатывают альтернативные варианты решения.
Процесс мозгового штурма обычно длится 2−3 ч, из них большая часть времени приходится на последнюю стадию − выработку действенных управленческих решений.
Организация мозгового штурма. В организации мозгового штурма участвуют следующие лица:
· руководитель − излагает проблемы и несет ответственность за выполнение решений;
· организатор − направляет работу;
· идеологи − все остальные участники.
Руководитель должен владеть принципами хозяина-организатора общей работы:
· знать, к чему стремиться, уметь сформулировать цель;
· направлять и вдохновлять участников на поиск возможно более новых и оригинальных идей решения проблемы;
· уметь переводить критические замечания в форму вопросов «КАК» (например, фразу "Ведь это чересчур дорого" превращает в форму идеи − "Как мы можем получить это более низкой ценой").
Для достижения успеха важно, чтобы организатор владел рабочим процессом хотя бы на начальной стадии. Его задача − заставить участников действовать согласно правилам и принципам творческой работы. Он же составляет график работы.
Хорошо, если в группе "идеологов" есть и профессионалы, и молодые специалисты. Последние, не зная проблемы, являются в то же время генераторами идей, поскольку мыслят нестандартно и служат катализатором идей для специалистов.
На эффективность получения новых идей влияют препятствующие и содействующие факторы.
Препятствующие факторы:
· критические замечания;
· официальность и формальность;
· разъяснения и обоснования;
· пассивность руководителя. Содействующие факторы:
· непосредственная и открытая атмосфера;
· активное воображение и желание решить проблему;
· обработка и объединение высказанных идей;
· колебания в принятии конкретного решения;
· активность руководителя.
Для проведения совещания по принципу мозгового штурма необходимо выполнить следующие условия:
· определить и сформулировать задачу, которую необходимо решить, наиболее сложную или наиболее важную;
· в обсуждении должны участвовать не более 7—12 чел.;
· участников разместить по принципу "круглого стола".
Руководителю желательно не управлять этим совещанием, ему лучше занять рядовую позицию.
Правила поведения:
· необходимо жестко определить время обсуждения. Ограничение времени порождает стресс, который стимулирует умственную деятельность. Оптимальное время — около 30 мин;
· никто не должен критиковать идеи;
· запрещается начинать фразы со слов "Нет, это невозможно". В первые минуты всегда будут звучать банальные, стереотипные, пустые идеи. Запрет на критические высказывания облегчает выдвижение любых идей. 95 % людей не в состоянии творчески работать в условиях "нормальной угрозы". Если одного одернули, то другие участники будут помнить о том, как бы не показать себя глупее всех;
· отбирайте лучшие идеи, а не отбрасывайте худшие;
· не устанавливайте авторства идей. Лучшие идеи − это плод коллективного творчества;
· когда найден выход из сложной ситуации, участников необходимо разделить на две группы — "доброжелателей" и "противников". Необходимо найти слабые места в решении и проверить его на прочность;
· окончательное решение необходимо сформулировать и записать его.
Анонимный мозговой штурм. Анонимный мозговой штурм предполагает сбор предложений и идей до совещания, посвященного решению проблемы. В этом случае участников просят сформулировать и записать все идеи, относящиеся к проблеме, на листках бумаги, а затем передать их руководителю совещания. Руководитель представляет одну идею за другой (не называя при этом ее автора), а группа пытается развить ее до совершенства.
В отличие от классического мозгового штурма при анонимном мозговом штурме в начальной фазе отсутствует стимулирующий элемент — взаимный обмен мнениями.
Дидактический мозговой штурм. При дидактическом мозговом штурме в начале совещания о точной постановке проблемы известно только ведущему. Он постепенно знакомит участников с проблемой: сначала излагает ее общие аспекты, а затем рассматривает ее особые условия. Такое рассмотрение проблемы может длиться в ходе нескольких заседаний. Только к концу серии заседаний на основе многочисленной информации участники будут иметь полное представление о проблеме. Таким образом, благодаря применению этого метода, участники рассматривают проблему более основательно, воздерживаясь от принятия поспешных решений без учета всех ее аспектов.
Деструктивно-конструктивный мозговой штурм. Согласно этому методу на начальной стадии в процессе мозгового штурма высвечиваются все явные и неявные недостатки нынешнего решения проблемы. На второй стадии ведётся поиск новых и лучших идей относительно устранения выявленных недостатков.
Метод "а также" представляет собой вариант мозгового штурма, в котором любая высказанная идея основательно обсуждается группой, прежде чем выдвигаются какие-либо новые идеи. Дискуссии должны выявлять, прежде всего, положительные аспекты идей.
Модель организации мозгового штурма методом "а также":