2. Содержание расчетно-аналитического метода планирования финансовых показателей - расчет плановой величины показателя на основе корректировки его текущей, базовой величины в соответствии с прогнозируемым индексом его изменения в плановом периоде. Данный метод планирования также не является комплексным и применяется при планировании подчиненного показателя, косвенно взаимосвязанного с другими, приоритетными плановыми показателями (в случае прямой взаимосвязи применяется нормативный метод). Индекс изменения подчиненного показателя, вытекающий из планового изменения величины приоритетного показателя, прогнозируется на основании экспертной оценки их динамики и взаимосвязей. Например, таким упрощенным способом можно
спрогнозировать сумму прибыли исходя из предполагаемого изменения выручки от реализации:
ПРпл = ПРбаз*Iпр, причем Iпр = f (Iвр), где
ПРпл - плановая валовая прибыль от реализации;
ПРбаз - прибыль от реализации за базовый период;
Iпp - индекс изменения плановой прибыли по сравнению с базовой;
f(Iвp) - экспертная оценка (или элементарный статистический анализ) влияния индекса изменения выручки от реализации на индекс изменения валовой прибыли от реализации.
3. Балансовый метод - расчет планового соответствия между приходами и расходами по отдельной статье актива или пассива компании с помощью следующей арифметической формулы:
Он + П = Р + Ок ,
где Он - остаточное значение актива (пассива) на начало планового периода, руб.;
П - поступления актива (пассива), руб.;
Р - расходование актива (пассива), руб.;
Ок - остаточное значение актива (пассива) на конец планового периода, руб.
Таким образом, при наличии трех составляющих данного соотношения можно рассчитать значение четвертой, недостающей составляющей. Наиболее часто балансовый метод применяется при расчетах необходимой суммы поступлений актива (пассива), достаточной для обеспечения его планового расхода и планового остатка на конец периода, например:
Сумма закупок производственных запасов за плановый период = Целевое значение планового остатка производственных запасов на конец планового периода + Плановый расход запасов в соответствии с планом производства на период - Остаток производственных запасов на начало периода.
4. Содержание метода оптимизации плановых решений состоит в разработке нескольких вариантов финансового плана с последующим выбором наиболее оптимального с точки зрения руководства. При этом могут применятся различные критерии выбора - например, минимум приведенных затрат, максимум приведенной прибыли, минимум вложения капитала, минимум текущих затрат, минимум времени на оборот капитала, максимум дохода на рубль вложенного капитала, максимум прибыли на рубль вложенного капитала, минимум финансового или валютного риска.
Приведенные доходы и затраты представляют собой сумму текущих доходов, затрат и капиталовложений, приведенных к одинаковой размерности в соответствии со ставкой дисконтирования:
Чистая текущая стоимость (Net Present Value) = Σ ДПt/(l+i)t, где
Т - плановый период, t - один из равных отрезков планового периода Т;
ДПt - суммарный денежный поток за период t;
t - ставка дисконтирования.
Данный метод широко используется при разработке инвестиционных проектов для оценки их финансовых результатов, а также в ходе планирования и оценки прибылей и убытков уже существующих компаний.
5. Метод «издержки - объем - прибыль», или метод анализа безубыточности. Анализ «издержки - объем - прибыль» является достаточно универсальным и распространенным методом финансового планирования. Он основывается на известном теоретическом подразделении издержек предприятия на постоянные, которые принимаются за константу, и переменные, которые находятся в прямой зависимости от объемов произведенной и реализованной продукции.
Суть метода - в поиске точки нулевой валовой прибыли, или плановой точки безубыточности, которая означает, что валовый доход от продаж фирмы равен ее валовым издержкам. То есть точка безубыточности - это минимальный объем продаж, начиная с которого фирма не несет убытков. В точке безубыточности издержки фирмы равны ее доходам:
Q*P = F + V*Q,
где Q - объем продаж в количественном выражении (шт.);
Р - продажная цена единицы товара, руб./шт.;
F - суммарная величина постоянных (фиксированных) издержек, руб.;
V - величина переменных издержек на единицу продукции, руб./шт.
Тогда Q = F / (Р - V), где Q - точка безубыточности.
Данный метод допускает более широкую трактовку, в которой отсутствует привязка к цене товара, а фигурирует только величина выручки от реализации (руб.). Такой подход ориентирован на предприятия с широкой номенклатурой продукции или практикующим различные варианты цены на один и тот же товар, а также торговые и посреднические компании. В этом случае формула будет выглядеть следующим образом:
Q = F + n*Q, а Q = F/(1-п),
где Q - безубыточная выручка от реализации, руб.;
F - суммарная величина постоянных (фиксированных) издержек, руб.;
n - нормативное соотношение переменных издержек с выручкой от реализации.
Данный метод не участвует в непосредственном создании основных финансовых планов компании (другими словами, в их последовательной калькуляции), но является действенным инструментом оценки их эффективности и сбалансированности финансовых показателей с затратами на производство и объемом реализации и может быть применен в качестве критерия выбора оптимального из нескольких вариантов инвестиционных проектов или финансовой стратегии компании в части управления структурой ее затрат.
6. Предельный анализ. Цель данного метода - определение величины максимально возможной прибыли предприятия, теоретически соответствующей объему производства, при котором предельный доход (прирост валового дохода от реализации на единицу продукта) равен предельным издержкам (приросту затрат на единицу продукта), то есть при дальнейшем росте объема производства издержки, связанные с производством каждой последующей единицы продукции, будут превышать рост суммарной прибыли.
Объем производства продукции, ее цена и издержки (затраты на производство продукции) находятся в определенной функциональной зависимости друг от друга. Поэтому получение максимальной прибыли возможно при определенных соотношениях этих величин.
Содержание данного метода следующее: введем следующие условные обозначения:
Q - количественное выражение объема продаж (шт.)
р - цена единицы товара (руб.);
С - суммарные издержки производства и обращения;
Рr - валовая прибыль от реализации;
Стремление получить максимум прибыли может быть представлено в виде следующей функции: Рr = (р * Q) – С ->max.
Применение предельного дохода (расчет производной) к этой функции дает соотношение:
dPr/dQ = d(Pr - Q)/dQ = dC/dQ = 0; d(p*Q)/dQ = dPr/dQ,
где dC/dQ - предельные издержки, a d(p*Q)/dQ - предельный доход.
Отсюда следует: что прибыль будет максимальной при равенстве предельных издержек и предельного дохода. Это соотношение позволяет найти оптимальный размер объема производства при известных (или заданных) функциях спроса Р = f (Q) и издержек С = g(Q).