Подотдел по изучению рынка. Его функция заключается в исследовании рынка на основе специально разработанных методик исследования рынка. Эти методики могут быть разработаны либо специалистами данного предприятия, либо предприятием, специализирующемся на изучении рынка. Наиболее простым методом является метод прогнозирования спроса, который проводится с помощью устного опроса или опросных листов. А для более сложных исследований (определение привычек к известному сорту или марке товара и эффективности рекламы), привлекаются независимые фирмы по изучению рынка, которые используют сложную методику с помощью ЭВМ.
Подотдел рекламы. Предприятие должно определиться, в каких рекламных средствах (газеты, журналы, рассылка по почте, телевидение и т.д.) оно будет представлять свою продукцию. Затем, совместно с каким-либо рекламным агентством разработать планы по рекламе. Практика многих предприятий показывает, что работники предприятия предлагают лишь идею рекламы, а остальные задачи обычно решаются отделом.
Подотдел сбыта. Он отвечает непосредственно за продажу и связанную с ней деятельностью. В этом подразделении функции маркетинга остаются более или менее теми же. Управление каналами распределения является его наиболее важной задачей.
Закрепить предлагаемую организационную структуру можно при помощи системы положений об отделах. Они занимают промежуточное место между документами, регламентирующими деятельность организации в целом, и документами, определяющими права обязанности и ответственность отдельных работников. Разработка положений об отделах является частью общего процесса формирования структуры управления и связана с изучением и установлением информационных потоков и документооборота, а также с распределением полномочий и ответственности по подразделениям предприятия. Положение об отделе имеет важное значение для правильной организации работы и внутри отдела. Оно является документом, определяющих внутреннюю структуру отдела и разделение обязанностей между отдельными работниками данного отдела.
На ОАО «Птицефабрика Медновская» более приемлемой структурой отдела маркетинга является структура по схеме 1. Так как на предприятии уже есть специалист по сбыту, то необходимо создать вакансию для двух специалистов по маркетингу. Отдел будет являться самостоятельным структурным подразделением предприятия и будет подчиняться директору предприятия. Целью деятельности отдела маркетинга будет являться изучение конъюнктуры рынка, спрос на продукцию предприятия, организация рекламы и стимулирования сбыта продукции. Отдел будет руководствоваться в своей деятельности действующим законодательством Республики Беларусь, приказами и инструкциями вышестоящей организации и другими нормативными актами, а также приказами и распоряжениями по предприятию.
Функциями отдела маркетинга является изучение нужд потребителей продукции, выпускаемой предприятием, анализ и прогнозирование основных конъюнктуро образующих факторов потенциальных рынков сбыта:
коммерческо-экономический, включая экономическую ситуацию в регионе и финансовое состояние потенциальных покупателей, реальный платежеспособный спрос и соотношение спроса и предложения на конкретные виды продукции;
объем поставки, технического уровня и качества конкурирующих изделий, их преимуществ и недостатков по сравнению с продукцией данного предприятия;
наличие новых рынков сбыта и новых потребителей выпускаемой продукции.
Кроме того, не допустить залеживания мяса цыплят на складах, так как убои птицы производятся каждый месяц партиями в среднем по 80 тысяч голов.
Результаты от создания отдела маркетинга отразим в табл.1.
Таблица 1
Наименование показателей |
Ед. измерения |
До создания отдела маркетинга |
Планируется после создания отдела маркетинга |
Выручка от реализации мяса цыплят бройлеров |
млн. р. |
3 800 |
5 600 |
Себестоимость реализации мяса цыплят бройлеров |
млн. р. |
3 420 |
4 650 |
Маркетинговые расходы |
млн. р. |
5 |
20 |
Прибыль (убыток) от реализации |
млн. р. |
375 |
930 |
Рентабельность реализации мяса цыплят бройлеров |
% |
11,0 |
20,0 |
Рис.2. Структура отдела маркетинга №2