Инжиниринговые фирмы - это своего рода соединительное звено между научными исследованиями и разработками, с одной стороны, и между нововведениями и производством - с другой. Инжиниринговая деятельность связана с созданием объектов промышленной собственности, деятельностью по проектированию, производству и эксплуатации машин, оборудованию, организации производственных процессов с учетом их функциональною назначения, безопасности и экономичности. Основные направления деятельности инжиниринговых фирм:
оценка вероятной значимости коммерческой конъюнктуры, полезной модели, изобретения;
техническое прогнозирование инновационной идеи будущей технологии научно-технической продукции;
доработка нововведения до промышленной реализации;
оказание услуг в процессе внедрения объекта разработки;
пусконаладочные работы.
Инжиниринговые фирмы, объединяясь в ассоциации, осуществляют координирующие действия в отношении их клиентов, объединяют нужных специалистов и ресурсы для отработки рискованных технологий и образуют для этих целей венчурные предприятия.
Внедренческие фирмы специализируются на внедрении неиспользованных патентовладельцами технологий, продвижении на рынок лицензий перспективных изобретений, разработанных отдельными изобретателями, доводке изобретений до промышленной стадии, а также на производстве небольших опытных партий объектов промышленной собственности с последующей продажей лицензии.
Профитцентры являются одной из форм ускорения нововведений. Они представляют собой временное целевое объединение научных работников нескольких смежных отраслей науки и техники, а также менеджеров дли решения конкретных научно-технических или производственных задач, например по освоению и производству новых видов продукции.
В заключение, можно отметить, что об эффективности небольших фирм в инновационном процессе свидетельствуют следующие данные: по оценкам Национального научного фонда США, на каждый вложенный в НИОКР доллар фирмы с численностью до 100 человек осуществляли в 4 раза больше нововведений, чем фирмы с занятостью в 100 - 1000 человек, и в 24 раза больше, чем компании, где занятость выше 1000 человек. Темпы нововведений у них на 1/3 выше, чем у крупных. Кроме того, небольшим фирмам требуется в среднем 2 г. и 3 мес., чтобы выйти со своим нововведением на рынок, тогда как крупным - 3,5 года.
Рисунок 1. Инновационная активность предприятий харьковской области, 2006 г.
Для рассмотрения положения малого инновационного бизнеса в Украине, обратимся к статистике. В стране среди зарегистрированных объектов этого вида хозяйственной деятельности около 8,5 тысячи больших и средних предприятий, а малых – 35 тысяч. В основном инновационная деятельность ведется в таких отраслях промышленности, как нефтеперерабатывающая, медицинская, черная металлургия, машиностроение.
Статистическое наблюдение, которое проводилось в 2006 году в пяти произвольно выбранных регионах Украины (г. Киев, Харьковская, Донецкая области и АР Крым) показало, что уровень инновационной активности среди больших предприятий (свыше 250 лиц) составляет от 23% до 49%, среди средних (50-249 лиц) – 11-29%, среди малых предприятий (10-49 лиц) – 7-23%. Наивысший показатель – среди больших предприятий г. Киева, самый низкий – среди малых Черновицких области.
Как видно из приведенного рисунка, инновационная активность малых инновационных фирм Харькова достаточно низкая. Для сравнения этот показатель в Киеве составляет 23%, в донецкой области – 19%. При этом, уровень инновационной активности малых не инновационных предприятий – самый высокий среди исследованных регионов страны.
Такое положение можно объяснить тем, что механизм поддержки и развития малого инновационного предпринимательства в Украине ещё не достаточно развит. При этом, такие предприятия быстрее развиваются там, где возможно наладить более тесные связи с контрагентами, в частности с зарубежными импортёрами. Киев выигрывает в этом плане как столичный регион, а Донецк – за счёт функционирования там свободной экономической зоны.
выводы
Приведенная информация позволяет сделать вывод о том, что существует ряд форм малого инновационного предпринимательства, которые разделяют по стадиям инновационного процесса на предприятия на начальной стадии инновационного процесса и предприятия па стадии развития инновационного процесса, при чём среди последних выделяют инжиниринговые фирмы, внедренческие фирмы и профитцентры. Таким образом, предприниматель, решивший ориентироваться на инновационный тип развития его бизнеса, имеет достаточны широкий выбор форм ведения предпринимательской деятельности.
Основными отличиями малых инновационных предприятий от крупных являются:
скорость реагирования на изменения конъюнктуры рынка и потребностей потребителей;
возможность быстрой переориентации производства на новые технологические линии и производственные процессы;
возможность привлечения инновационных проектов научно-исследовательских организаций для испытания и внедрения в производство;
кадровый потенциал достаточно гибкий;
низкие затраты на управленческий аппарат.
Таким образом, видно, что предприятия малого бизнеса, занимающиеся инновационной деятельностью являются достаточно гибкими для того, чтобы эффективнее удерживаться на рынке, чем крупные предприятия-новаторы. Но при этом, они имеют широкие возможности кооперации с такими предприятиями.
Таблица 1 – Ортанизационно-управленческие преимущества и недостатки малых и крупных фирм в осуществлении нововведений
Параметры |
Малые фирмы |
Крупные фирмы | ||
Преимущества |
Недостатки |
Преимущества |
Недостатки | |
Персонал |
Энтузиазм. сплоченность, инициативность |
Часто дефицит необходимых специалистов |
Большой и разнообразный кадровый потенциал |
Чрезмерная спе-циализация, карье-ризм, безынициативность |
Финансы |
Низкая капиталоемкость |
Повышенный риск вложений из-за неопределённости нововведений |
Возможности привлечения заемных средств, распределение риска, способность крупного самофинансир. |
Ориентация преимущественно на максимизацию прибыли |
Руковод-ство |
Личный пример, минимум бюро-кратизма, способ-ность принятия риска, предприн-имательский дух |
– |
Опыт профессионального руководства |
Подверженность бюрократизму, боязнь риска, недоучет челове-ческого фактора |
Внутрен-ние комм-уникации |
Коммуникация «лицом к лицу», быстрая реакция па внутренние проблемы |
– |
– |
Противоречия формальной и не-формальной стру-ктур, многосту-пенчатые комму-никации |
Внешние коммуникации |
– |
Ограниченные каналы связи, трудность привлечения внеш-них источников услуг, контрактов |
Возможности подключения к внешним источникам НТИ и экс-пертизы,развитые каналы связи |
– |
Маркетинг |
Быстрая реакция на изменение спроса |
Как правило, отсутствие собс-твенной сбыто-вой сети, необходимость заво-евания рынка, узкая специали-зация |
Развитая система сбыта и после-продажного обслуживания, прочные позиции на рынке |
Возможен монополизм |