рефераты по менеджменту

Корпоративные стратегии: слияние и поглощение

Страница
10

Основной владелец «Связного» Максим Ноготков подтвердил эту информацию, отказавшись обсуждать подробности проекта. М.Ноготков сформировал команду из менеджеров первого и второго звеньев «Связного» — всего 13 человек, включая исполнительного вице-президента Сергея Румянцева,— которая будет оказывать консалтинговые услуги МТС, оставаясь в штате «Связного».

Договор, по которому «Связной» станет управляющим салонами МТС, может быть заключен в течение месяца. Благодаря сокращению управленческих расходов, использованию единых технологических решений, совместных закупок и объединению логистических функций экономический эффект для двух сетей может составить не менее $40 млн. в год. Кроме того, партнерство позволит «Связному» закупать товар со скидками иногда до 10% и получать вознаграждение от МТС за консалтинговые услуги. Так, «Беталинк» (салоны сети будут ребрендированы в МТС) получает за продвижение бренда оператора около $2 млн. в месяц.

Группа компаний «Связной» основана в 2002 году Максимом Ноготковым, объединяет около 1705 салонов в России и 64 — в Республике Беларусь. Доля на российском рынке сотового ритейла — 17%. Розничный оборот в 2007 году — $2,34 млрд., выручка за первое полугодие 2008 года — $1,7 млрд., долг — около $60 млн.

Для МТС привлечение сторонней управленческой команды — логичный шаг.

Таким образом, существует своя специфика белорусского рынка слияний и поглощений. В традиционном рыночном понимании понятие «поглощение» означает покупку предприятия целиком или контрольного пакета акций, то белорусские государственные технологии слияний и поглощений не в полной мере являются сделками покупки, так как приобретаются на иных правовых основаниях. Цену покупки также нельзя назвать «справедливой» стоимостью. Главный критерий реорганизации акционерных обществ через слияния и поглощения в период с 2004 года по настоящее время - это преодоление убыточности. Крупное или среднее белорусское предприятие приобретает другое, находящееся на стадии спада, то есть «приобретает» старый или молодой бизнес, который не смог подтвердить свою ценность.

В практике мировой рыночной экономики основными критериями эффективного слияния и поглощения являются увеличение доходов акционеров компании - цели, польза клиентов предприятия - покупателя.

Белорусская модель слияний и поглощений может быть охарактеризована термином патерналистские, дружественные последовательные слияния и поглощения (охваты), где предприятия-консолидаторы оказывают поддержку менее успешным предприятиям-конкурентам и не конкурентам в горизонтальных и вертикальных слияниях. Под последовательными поглощениями (охватами) понимается программа поглощений, в которой имеет место множество поглощений небольших компаний со стороны крупного консолидатора. Под вертикальным слиянием понимается слияние компаний, которые действуют на различных стадиях или уровнях производственного процесса в одной и той же отрасли. Отраслевая консолидация рассматривается как возможность получения стратегических преимуществ в конкурентной борьбе.

Отечественная стратегия патерналистских дружественных охватов может рассматриваться как вариант бизнес-стратегии роста с относительно малым риском для предприятия-донора. Однако такой риск существует. С конца 2006 года этот риск усиливается в связи с осложнением торгово-экономических взаимоотношений с основным торговым партнером Беларуси Россией и повышением цен на углеводородное сырье. Повышается вероятность взаимных неплатежей отечественных предприятий, а срыв расчетов по текущим обязательствам, как известно, является первым шагом на пути к экономической несостоятельности. Возрастает потенциальная угроза, а, возможно, и потенциальная удача в случае последующего восстановления предприятия, скупки предприятий, имеющих низкие финансовые показатели, за бесценок.

Заключение

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.

1. В зарубежной практике под слиянием может пониматься объединение нескольких фирм, в результате которого одна из них выживает, а остальные утрачивают свою самостоятельность и прекращают существование. Английские аналоги рассматриваемых понятий имеют неоднозначное значение.

Поглощение компании можно определить как взятие одной компанией другой под свой контроль, управление ею с приобретением абсолютного или частичного права собственности на нее. Поглощение компании зачастую осуществляется путем скупки всех акций предприятия на бирже, что означает приобретение этого предприятия.

2. Одним из ключевых мотивов слияний и поглощений является извлечение синергетического эффекта, т.е. повышение уровня экономической эффективности консолидированной компании за счет реализации возникающих преимуществ по сравнению с эффективностью компаний - участниц сделки, например, более масштабной деятельности или оптимизации условий выполнения функций укрупненным банком. Однако в значительном числе случаев процесс слияний и поглощений, ориентированный на ожидание проявления синергетических эффектов, терпит неудачу. Отрицательные последствии могут затронуть интересы государства, основных собственников и акционеров организации как до осуществления сделки, так и после нее. Дополнительно к этому возможна неверная оценка возможностей настройки деятельности объединенного предприятия.

3. Одним из главных условий, которые учитывают компании при планировании pacширения за счет слияний или поглощений, является возможность экономии времени при достижении поставленной цели. Следующий немаловажный фактор, влияющий на способ реализации стратегии расширения, - возможность снижения издержек адаптации. Важное значение также имеет возможность снижения издержек конкуренции. Нередко компании ставят целью возможность объединения ресурсов, позволяющего добиться дополнительных преимуществ. Такими преимуществами могут быть экономия на издержках и рост доходов сверх суммы данных изменений, которые возможно произвести по отдельности. Стратегическое решение относительно вертикальной интеграции может обеспечивать возможность экономии на транзакционных издержках.

Одной из наиболее существенных сложностей, с которой компании могут столкнуться еще на начальных этапах планирования сделки, является оценка компании-цели. Стремление к получению дополнительных выгод от объединения компаний побуждает компании платить премии сверх рыночных цен за компании-цели, однако зачастую эффекты от данных выгод являются переоцененными или трудно осуществимыми. При планировании сделок слияний или попечении компании должны учитывать, что зачастую они будут связаны с повышенными финансовыми расходами. На заключительных стадиях процесса слияний или поглощений могут возникнуть проблемы объединения компаний после проведения сделки слияния.

Приложение 1

Изменение на рынке M&A в России в 2007-2008 гг.

Приложение 2

Данные по сделкам M&A с участием российских компаний за 2008 год в сравнении с 2004-2007 гг., $ млн.

Отрасли

Итоги за 2005 г.

Итоги за 2006 г.

Итоги за 2007 г.

Итоги за 2008 г.

Число сделок

Сумма сделок

Число сделок

Сумма сделок

Число сделок

Сумма сделок

Число сделок

Сумма сделок

Финансы

28

1 512,00

37

2658,00

53

7 137,00

54

22 211,30

Электроэнергетика

2

173

4

489,70

24

18 305,00

41

9 533,80

Пищевая

42

1 490,10

44

1401,90

52

4 488,00

35

7 506,2

Нефтегазовая

22

17 438

27

8428,50

46

43 216,00

22

7 321,90

Металлургия

16

1 554,50

20

15866,00

22

6 169,00

18

7 038,90

Телекоммуникации

19

735,2

27

2008,80

30

7 468,00

29

4 656,70

Ритейл

27

630

39

2697,90

41

4 688,00

21

3 855,00

Строительство и недвижимость

14

1 537,00

24

1682,70

29

3 234,70

33

3 530,10

Горнорудная

8

2 537,70

11

1714,50

25

9849

18

2 984,60

Химическая

15

1 106,70

9

283,60

20

4 347,00

16

2 201,80

Машиностроение

26

1 231,80

20

511,10

32

2 725,00

17

1 858,20

Транспорт

4

225

14

927,70

19

1 660,00

15

1 675,70

Прочее

18

1224,5

30

1502,80

41

5 577,60

19

934,6

СМИ

15

419

27

1442,50

23

2 150,00

17

874,2

Гостиничный бизнес, досуг, туризм

10

579,7

8

293,80

21

807

8

763,7

Информационные технологии

7

88

3

367,00

8

341,7

17

609,8

ИТОГО

273

32 482,20

344

42 276,50

486

122 163,0

380

77 556,50

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту