Методика анализа и диагностики очень разнообразна - отчеты кадровой службы, распоряжения руководства, сведения о передовиках и прогульщиках, записи о нарушениях трудовой дисциплины, правил техники безопасности, жалобах, несчастных случаях и т.п. Сравнительный анализ такого рода данных позволяет определять причины текучести кадров, увеличения затрат, величину потерянного времени, оценить влияние кадровой политики предприятия на общую эффективность.
Наряду с анализом письменного материала следует проводить анкетирование, тесты, беседы и интервью. Особенно полезны развивающие интервью, позволяющие в диалоговом режиме с респондентом углублять и расширять обсуждаемые проблемы, постепенно переходя от одной к другой, но при этом продолжать управлять процессом интервьюирования.
Следует отметить специфику проводимых интервью или бесед в случаях консультирования по кадровым проблемам - их конфиденциальность. Это обязывает консультанта работать на очень высоком моральном уровне, добиваться своим поведением соответствующего доверия. "В благодарность за это" при правильной организации доверительной беседы или интервью консультант может получить очень много новой, часто неожиданно откровенной информации о состоянии дел на предприятии не только в области кадровой работы, но и в других областях.
В Приложении приведены примеры вопросов, которые рекомендуется ставить во время бесед, анкетирования или интервью консультанту по кадровым проблемам.
Одним из способов представления полученной информации и проведения сравнительного анализа является матрица "Анализ кадрового потенциала", в которой отражены нормативная (официальная) кадровая политика, фактическая кадровая политика (используемая на предприятии) и результаты сравнительного анализа двух политик, реализуемых за определенный период анализа. Ниже приведена иллюстрация этой матрицы на некоторых элементах кадровой работы - найм персонала, повышение квалификации кадров и управление карьерой работников (см. табл.).
Матрица "Анализ кадрового потенциала предприятия" (условные данные за последние 12 месяцев)
Нормативная политика |
Фактическая политика |
Результаты сравн. анализа |
1. Найм персонала. Осуществлять максимально возможное передвижение и найм работников "изнутри" предприятия из резерва службы управления персоналом |
Найм работников "извне" предприятия (со стороны) по рекомендациям рекрут-компаний |
90% назначений сделаны из внешних источников. Высокая текучесть кадров –40% за год. Нездоровый психологический климат на предприятии |
2. Повышение квалификации кадров. Регулярное (раз в 5 лет) повышение квалификации и переподготовка кадров управления и специалистов в форме in-company семинаров по актуальным вопросам управления |
За прошедший год предприятие командировало генерального директора и коммерческого директора на зарубежный семинар по вопросам социального планирования |
Персонал предприятия обладает ограниченными возможностями для развития и продвижения. Часть работников вынуждена заниматься самообразованием. Большая же часть потеряла интерес к совершенствованию. |
3. Управление карьерой. Создавать на предприятии все возможности для максимального проявления способностей работников и соответствующий механизм стимулирования и продвижения по службе. |
На предприятии инициативные проекты остаются без внимания как относительно материального вознаграждения, так и морального поощрения. Слабо мотивируются проявления творческих нововведений. |
Работники предприятия не реализуют свои ожидания. Руководители кадровой службы не планируют карьеру работников. Многие работники намерены покинуть предприятие, чтобы самореализоваться. |
Результаты анализа и диагностики организации кадровой работы на предприятии должны содействовать ответам на вопросы: Следует ли выработать политику кадровой работы (вообще или новую)? Следует ли уточнить или изменить реализуемую политику? Какие элементы системы управления персоналом или отдельные аспекты кадровой работы следует совершенствовать? Кроме того, эти же результаты служат основой рекомендаций по реализации практических мероприятий совершенствования кадровой работы, например, по улучшению механизмов найма и расстановки кадров, по улучшению систем оценки и аттестации кадров и их вознаграждения, по улучшению отношений между администрацией и рабочими и в целом психологического климата на предприятии.
Пример в области консультирования по управлению персоналом в России
Крупная организации поняла, что она не готова выбрать наилучшего кандидата из предоставленных рынком труда. Слишком часто кандидаты предпочитали другие компании, самые лучшие специалисты покидали организацию. К консультанту обратились за помощью для улучшения ситуации.
Главный вывод консультанта: подбор кандидатов был отдельной функцией в самой организации. С одной стороны, отдел кадров не нес ответственности за дальнейшее развитие карьеры выбранных людей. С другой стороны, отделы, в которых должны были работать новички, не были вовлечены в процесс отбора и назначения. Помимо этого, не существовало никаких инструментов по оценке сотрудников в самой организации. Рекомендации консультанта заключались в изменении процедур найма и управления кадрами так, чтобы руководители среднего звена вовлекались в деятельность по отбору кандидатов на более ранней стадии и чтобы отдел кадров в большей степени вовлекался в оценку сотрудников.
Заключение
Консультант - профессионал по оказанию услуг управленческого консультирования. Качества консультанта определяются характером задач консультирования и требованиями клиентов. Деятельность консультантов направлена на повышение эффективности управления, улучшение взаимодействия между сотрудниками, создание сплоченных команд. Они работают над созданием корпоративной культуры, улучшением системы взаимоотношений с клиентами, разрабатывают программы повышения квалификации и способствуют созданию творческой атмосферы. Еще одним растущим направлением являются консультации в области найма и увольнений. Их деятельность направлена на повышение эффективности управления, улучшение взаимодействия между сотрудниками, создание сплоченных команд. Они работают над созданием корпоративной культуры, улучшением системы взаимоотношений с клиентами, разрабатывают программы повышения квалификации и способствуют созданию творческой атмосферы. Еще одним растущим направлением являются консультации в области найма и увольнений. Менеджеры не склонны недо