1. Характер и вид конструкторских работ и организация творческой работы
Характер и вид конструкторских работ очень разнообразны, т. к. зависит от характера деятельности предприятия (НИИ или заводской КБ), степени унификации конструкторских решений (высокая или низкая), соотношения лаборант/конструктор (чем больше лаборантов, тем труднее вести разработку конструкции), уровень их знания по данной разработки, технической оснащенности КБ, его структуры, требуемой сложности и оригинальности конструкторской разработки, и от существующих в КБ традиций.
Общим в конструкторских работах является их разделение на творческую, технологическую, организационную, производственную и корректировочную деятельность.
Творческая – изучение технического задания (ТЗ), сбор исходных данных, оценочные расчеты, компоновочные эскизы, разработка и согласование чертежа общего вида изделия с заказчиком.
Техническая – выпуск комплекта конструкторской документации (КД) с разработкой узловых и сборочных чертежей и их деталировкой, выполнение габаритных и монтажных чертежей и текстовых документов.
Организационная – руководство исполнителями, проверка, корректировка и согласование КД, передача КД в центральный технический архив (ЦТА).
Производственная – сопровождение изделия в производстве, отработка конструкции и технологического процесса.
Корректировочная – корректировка и доработка КД, завершение разработки КД, передача КД в цехи опытного производства или на заводы-изготовители.
Рис 1. Примерные соотношения по трудоемкости работы конструктора
1 – творческая работа; 2 – техническая работа; 3 – организационная работа; 4 – производственная работа; 5 – корректировочная работа.
На рис. 1 приведено примерное соотношение по трудоемкости работы конструктора. На рисунке приняты следующие обозначения: НИИ – научно-исследовательский институт, ТК – типовые конструкции, КБ – конструкторское бюро.
Для успешного решения задачи конструирования РЭС специалист (от конструктора делающего задание на деталировку узла до руководителя конструкторских служб) должен работать по определенной и цельной системе. Это обеспечивается соблюдением норм должностных инструкций и «Положений» о существе работы каждого подразделения. За выполнение одной функции должен полностью отвечать один работник. При этом не следует выполнять работу, которую может и должен выполнить подчиненный. При планировании надо четко продумывать место данной работы в общем плане, обеспечивая в первую очередь, выполнение работ для смежников с приоритетом тех работ, значение выполнения которых может быть причиной задержки всей работы. Частые реформы не упрощают, а затрудняют выполнение работы из-за разрыва старых и введения новых связей, различных пересогласований и потери ответственности у специалистов целых подразделений.
Каждое подразделение и каждый конструктор должен иметь текущий и перспективный план с четкой формулировкой конечного результата работы. Решение одного иерархического уровня не должно переноситься на другой, ибо это вызывает безответственность в работе. Решение, не удовлетворяющее смежников, должно быть немедленно доведено до руководства с кратким и четким обоснованием причин.
Правильная организация работы, подбор и расстановка кадров создает нормальную творческую и рабочую обстановку, дает удовлетворение от работы, обеспечивает сведение к минимуму стрессовых ситуаций и способствует, как минимум, повышения качества и производительности труда на 25-30%.
Наиболее характерные причины нарушения нормального течения творческого процесса является: ненормальные взаимоотношения, неупорядоченность деловых отношений между руководителями и подчиненными, незнание должностных инструкций и положений, чрезмерное число и продолжительность совещаний с привлечением тех сотрудников, чье присутствие вовсе не обязательно, отвлечение специалистов на неквалифицированные работы, отклонение от норм трудовой дисциплины, недостаточная подготовленность к данной конкретной работе.
Новая конструкция вначале формируется в сознании конструктора в виде мысленного образа изделия (МОИ), который отображается затем в графической форме как чертеж общего вида изделия (И). Изображение на чертеже – аналоговая модель и, дополняемая текстовыми пояснениями и расчетами.
Так как создание МОИ является частью процесса мышления, который никогда не прерывается, то эту часть творческой работы конструктора регламентировать очень трудно. В творческой работе конструктора можно выделить семь характерных стадий: аналитическую, поисковую, формулировочную, повторного анализа, оперативного анализа, вариационную и итоговую.
Аналитическая стадия. Выполнение расчетов определяющих параметров идеализированной конструкции в целом и по характерным частям и проверка их соответствия требованиям ТЗ, проработка эскизных вариантов конструкции, оценка факторов, мешающих созданию идеального И или его части, выявление причин, определяющих возможность ликвидации мешающих факторов. Результат: формулировка путей решения задачи.
Поисковая стадия. Выбор наиболее целесообразных путей решения, уточнение конечной задачи конструирования, определение возможности решения данной задачи конструирования другим путем (где заданный эффект может быть получен простыми способами), оценка эффективности выбираемых решений и формулировка требований к ним, оценка ожидаемой эффективности конструкции и, учет дополнительных требований. Результат: уточнение или замена исходной задачи на задачу с более четкой формулировкой ее внутреннего технического противоречия.
Формулировочная стадия. Уточнение условий задачи, анализ патентной и другой литературы, оценка возможности решения при пренебрежении к затратам, изменение задачи при уменьшении требуемого показателя почти до нуля, изменение задачи при увеличении требуемого показателя во много раз, формулировка сути задачи без специальных терминов. Результат: четкая формулировка задачи конструирования И.
Стадия повторного анализа. По результатам проведенных уточнений предыдущих стадий выполняется построение идеальной конструкции И на базе реальных конструктивных материалов и условий с учетом реальных помех в решении задачи, оценки их непосредственных причин и возможностей устранения помех решению. Результат: четкая формулировка технических противоречий и путей их преодоления.
Стадия оперативного анализа. Оценка возможности устранения технического противоречия по методике АРИЗ, проверка возможности изменений в окружающей среде при работе и, оценки решения задачи при изменении окружающих факторов или смене объектов, проверка возможных изменений во времени, бионические и другие прототипы решения подобной задачи. Результат: нахождение основного варианта решения задачи конструирования.
Стадия вариационного анализа. Вариация параметров отдельных частей и, вариации свойств окружающей среды и объектов, изменение методов использования, оценка полученных вариаций. Результат: формулировка уточнений для окончательного решения задачи.