Принципиальные аспекты рассекречивания информации могут быть изложены в следующих основных положениях.
1. Не подлежит засекречиванию, а засекреченная информация должна быть рассекречена, если это сделано необоснованно и в нарушение действующих законов, в целях скрытия нарушений законности, в результате неумелого руководства и должностных ошибок, нарушения конституционных и других законодательных прав граждан.
2. Засекреченная информация рассекречивается не позднее сроков, установленных при ее засекречивании. Ранее этих сроков подлежит рассекречиванию лишь информация, которая подпадает, под действие взятых РФ на себя международных обязательств по открытому обмену информацией, или процесс ее распространения вследствие разглашения не подлежит локализации. Срок засекречивания информации, отнесенной к государственной тайне, не должен превышать 30 лет. Правом продления сроков засекречивания информации наделяются руководители центральных органов федеральной исполнительной власти, осуществившие отнесение соответствующих сведений к государственной тайне.
3. Не подлежит засекречиванию, а засекреченная информация должна быть рассекречена, если: содержащиеся в ней новые научные, проектные, технологические и т.п. разработки находятся ниже мирового технологического уровня или достаточно подробно раскрыты в опубликованной зарубежной или отечественной литературе; информация является общеизвестной, а также информация о событиях и явлениях, которые могут нанести ущерб здоровью людей или окружающей среде.
4 Рассекречиванию (разглашению) не подлежат сведения, затрагивающие личную (неслужебную) жизнь граждан страны, если на обратное не имеется согласия самих граждан, а в случае их смерти – их ближайших родственников. Иной порядок такого рассекречивания рассматривается через суд.
Заключение
Защищаемая информация включает сведения, составляющие государственную, коммерческую, служебную и иные охраняемые законом тайны. Естественно, что каждый вид защищаемой информации имеет свои особенности в области регламентации, организации и осуществления этой защиты.
Защищаемая информация, являющаяся государственной или коммерческой тайной, как и любой другой вид информации, необходима для управленческой, научно-производственной и иной деятельности. Поэтому защищаемая информация не просто хранится в сейфах и хранилищах, а постоянно используется, обращается, устаревает и обновляется. Чтобы эта информация не стала достоянием посторонних лиц, собственник информации, ее засекретивший, устанавливает определенный режим, правила ее защиты, ограничивает сферу ее обращения, циркулирования, и пока она обращается в этой ограниченной режимными мерами сфере, есть основания полагать, что она будет сохранена в тайне. Отсюда – защита информации есть также надлежащее обеспечение обращения защищаемой информации в специальной, ограниченной режимными мерами сфере, циркулирование ее по контролируемым каналам. Выход засекреченной информации за пределы режимной сферы будет создавать угрозу ознакомления с нею лиц, от которых она защищается. Может произойти, как говорят, утечка информации.
Степень конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, определяется руководством этого предприятия и может быть трех-, двух- или одноуровневая: строго конфиденциально, конфиденциально, коммерческая тайна; или – коммерческая тайна, для служебного пользования.
Кратко основные принципы засекречивания информации.
1. Законность засекречивания информации – заключается в осуществлении его строго в рамках действующих законов и других ' подзаконных нормативных актов. Отступление от этого принципа может нанести серьезный ущерб интересам защиты информации, интересам личности, общества и государства, в частности, незаконным сокрытием от общества информации, не требующей засекречивания, или утечкой важной информации.
2. Обоснованность засекречивания информации – заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания, конкретных сведений, вероятных экономических – или иных последствий этого акта, исходя из баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства. Неоправданно засекречивать информацию, вероятность раскрытия которой превышает возможность сохранения ее в тайне.
3. Своевременность засекречивания информации – заключается в установлений-ограничений на распространение этих сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно.
4. Подчиненность ведомственных мероприятий по засекречиванию информации общегосударственным интересам. Это в первую очередь относится к, области, защиты государственной тайны. Что касается коммерческой тайны, то предприятия наделены правами засекречивания информации, кроме оговоренных в законе случаев.