Для определения цены каждого вида продукции в первую очередь используется показатель нормы маржинального дохода.
Он показывает, какое влияние на маржинальный доход оказывает изменение выручки от реализации (см. таблицу 3).
Таблица 3. Показатель нормы маржинального дохода
№ п/п |
Показатели |
окно эконом |
окно элит |
Итого |
1 |
Выручка от реализации, тыс. руб. |
1645,0 |
1641,0 |
3286,0 |
2 |
Совокупные переменные затраты, тыс. руб. |
1282,0 |
1217,5 |
2499,5 |
3 |
Маржинальный доход, тыс. руб. |
363,0 |
423,5 |
786,5 |
4 |
Норма маржинального дохода (стр. 3 / стр. 1) * 100, % |
22,1 |
25,8 |
23,9 |
5 |
Количество, ед. |
350 |
107 |
457 |
6 |
Средняя цена (стр. 1 / стр. 5), руб. |
4700 |
15 336 |
7190 |
7 |
Удельные переменные расходы (стр. 2 / стр. 5), руб. |
3663 |
11379 |
5469 |
Анализ данной таблицы показывает, что используя методологию ценообразования, принятую на предприятии, цена на окна Эконом оставила 4700 руб., а окно Элит будет стоить 15336 руб.
Таким образом, применяемый на предприятии способ ценообразования не связан с текущим спросом, а также он не учитывает потребительские свойства, как данного продукта, так и продуктов, на которые он может быть заменен.
3. Совершенствование процесса ценообразования ООО «Евроокна»
Таким образом, можно сделать вывод, что на предприятии ООО Евроокна используется традиционный способ ценообразования на основе методы прямых затрат.
При этой серьезной проблемой для принятия адекватных решений, которые касаются, сбыта, является то, что при этом скрытые производственные и интеллектуальные издержки остаются без внимания. Попытки снижения издержек за счет снижения прямых ресурсных затрат приводят к снижению себестоимости, однако руководители не очень охотно снижают прямые издержки из-за высокого налога на прибыль.
Необходимо отметить, что общеизвестно, что жизненный цикл любого продукта содержит несколько этапов это – идея, НИР, ОКР, ПКР, опытный образец, опытная партия, экспериментальный образец, экспериментальная партия, мелкосерийное производство, серийное производство, утилизация [11, с. 303].
В общем жизненном цикле объекта содержится период, когда не создается потребительной стоимости, такой период может достигать 80…90% времени требующееся на создание продукта, т.е. 10…20% это продуктивные инвестиции [11, с. 303].
На предприятиях не оценивается связь себестоимости с изменением объемов производства. Начальные затраты, связанные с разработкой продукта практически не зависят от последующего объема производства. Однако, на наш взгляд, при оценке проблем при принятии управленческих решений в области ценообразования, следует учесть немаловажный факт того, что чем более прогрессивные технические решения составляют основу нового продукта, тем дольше продукт может оставаться на конкурентном рынке и приносить солидные дивиденды.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сложившаяся база формирования себестоимости и в конечном счете цены на основе учета только прямых затрат искажает реальную картину себестоимости и исключает влияние научно-технического прогресса на конкурентоспособность, через финансово-экономические механизмы.
В современных условиях косвенные издержки производства в частности за счет использования новых разработок посредством их амортизации может достигать 20…40% [9, с. 167].
В то время как развитие технологий и использование прогрессивных технических, организационных, управленческих решений способствует дальнейшему сокращению прямых затрат связанных с издержками производства, снижение материалоемкости, энергоемкости, оплатой труда.
Традиционно система в рамках управленческого учета при принятии решения в области ценообразования не учитываются нематериальные активы, поскольку нет критериев эффективности использования объектов интеллектуальной собственности на предприятиях всех форм собственности. Особенно в подразделениях с высокими издержками на ресурсы.
Несмотря на сложившуюся законодательную систему бухгалтерского учета, позволяющую значительно повысить эффективность учета, действующие бухгалтерские работники предприятия продолжают вести устаревшую бухгалтерию, практически стопроцентно не учитывая в составе себестоимости амортизационные отчисления на нематериальные активы.
Таким образом, бухгалтерский и управленческий учет в области ценообразования не отражает конкурентного ценообразования и практически не оказывает влияние на конкурентоспособность и продуктивность.
Опросы специалистов предприятия свидетельствуют о недостаточном использовании объектов интеллектуальной собственности в хозяйственном обороте, что не позволяет использовать передовые подходы в управлении затратами и стратегии формирования конкурентоспособной стоимости.
Для разработки мероприятий совершенствования процесса принятия управленческих решений, в области ценообразования, необходимо обратить внимание на тот факт, что результаты научных исследований позволяют уже сегодня достигать серьезных успехов в экономии ресурсов и живого труда.
Исходя из этого положения, обоснованная структура себестоимости и ее расчет обеспечивается учетом всех составляющих операций деятельности предприятия.