Таблица 2
Таблица для первоначального выбора технологии и метода
Рис. 7. Цепочка процедур, используемых при ПРУР (затемненные процедуры не входят в систему управления качеством)
В результате в последовательной цепочке выполняемых процедур имеются такие, которые имеют низкое значение качества и тем самым существенно уменьшают общую оценку качества всего процесса ПРУР.
Однако для успеха всего процесса ПРУР необходим порядок и в сфере управленческой деятельности — источнике УР. В этой сфере формируются международные и отечественные стандарты и нормативы. В настоящее время в рамках ПРУР руководствуются двумя стандартами — ISO 900X и ГОСТ РФ Р 1. 0-92. Эти стандарты носят характер «оболочки» для заполнения их конкретными стандартами, нормами или нормативами в соответствии с требованиями, которые диктует диалектически изменчивая жизнь.
Системный подход к формированию высокого качества процесса ПРУР — это обязанность, долг и естественная потребность профессионального руководителя.
ISO (International Standart Organisation) — признанная в мировом сообществе организация по стандартизации. Она координирует усилия в области создания глобальных стандартов качества. Стандарт ISO 900X (X = 0—4 — цифровое обозначение модификации) относится к управлению качеством продукции. Соблюдение этих стандартов компанией свидетельствует о том, что она присоединяется к международному сообществу в понимании процедур управления качеством продукции.
ISO 9001 предназначен для организаций, занимающихся исследованиями, разработкой продукции и ее сервисным обслуживанием, ISO 9002 — для занимающихся сервисным обслуживанием продукции, ISO 9003 —для занимающихся контролем, испытаниями и тестированием, ISO 9004 — для организаций, не связанных с контрактными поставками. Общая схема системы стандартов ISO 9000 приведена на рис. 8.
Стандарты качества ISO 900X носят общий характер и не зависят от конкретной отрасли промышленности и экономики. Стандарты содержат руководящие указания по управлению качеством и моделям обеспечения качества.
В описании системы ISO 900X детализируются общие функции управления качеством в виде набора мероприятий, которые группируются по четырем этапам:
этап 1-й
Составление главной цели улучшения качества продукции и предполагаемые параметры конечного результата.
Выбор системы оценки качества.
Оформление эталонов сравнения и форм отчетности.
Рис. 8. Схема применения системы стандартов ISO
этап 2-й
Составление конкретного плана разработки и внедрения процессов для улучшения качества (время и промежуточные результаты).
Определение потребности в ресурсах.
Формирование инструкций по использованию стандартов, форм отчетности и методике проведения аудита качества продукции.
этап 3-й
Учет оперативной информации, поступающей от клиентов (жалоб, благодарностей, рекомендаций и т. д.), для корректировки процесса улучшения качества. Постоянное формирование базы данных о процессе управления качеством.
этап 4-й
Осуществление процедур определения качества и согласование их с требованиями стандарта ISO 900X. Проведение процедур оценки качества продукции. Составление отчета о проведении оценки качества продукции.
Выявление резервов для повышения качества процесса оценки.
Составление окончательного отчета о конкретном процессе управления качеством продукции.
На основе ISO 900X получили распространение различные концепции и методы всеобщего управления качеством. К ним, в частности, относятся работы по международной программе TQM — total quality management и работы Государственного университета управления РФ (ГУУ) в области формирования стандартов и форм отчетности по ключевым элементам системы управления компанией. Программа TQM основана на двух направлениях:
• на стимулировании выдающихся управленческих решений менеджеров;
• на расширении их возможностей в рамках всей компании для постоянного совершенствования ее деятельности.
В ГУУ разработан ряд проектов международных стандартов на элементы системы управления для обеспечения качества управленческой деятельности и УР. К ним относятся стандарты и формы отчетности:
• по целевым технологиям управления;
• по процессорным технологиям управления;
• по функциям и структурам управления;
• по управлению коммуникациями;
• по методам подготовки и реализации управленческих решений.
Заключение
Качество управленческого решения — это степень соответствия управленческого решения внутренним требованиям (стандартам) организации. При разработке и реализации управленческого решения руководитель должен уделять внимание каждому этапу процесса разработки и реализации управленческого решения.
Качество каждого этапа вносит существенный вклад в общую оценку качества всего управленческого решения. Качество измеряется в относительных единицах от 0 до 1. Низшему качеству УР присваивается значение 0, а высшему — 1. Общее качество УР вычисляется как произведение значений качеств всех составляющих этапов, стадий и операций, выполняющихся последовательно.
Основные элементы влияющие на качество процесса разработки и реализации управленческого решения: информация, набор целей управления, методы разработки управленческого решения, набор объектов, входящих в концептуальную модель предприятия, используемая управленческая технология, выбранное свойство процесса разработки управленческого решения, форма подачи управленческого решения, организационный аудит управленческого решения.
Дополнительно к уже рассмотренным элементам необходимо добавить и общесистемные: законы управления и организации и законы для организаций. В среде этих законов и осуществляется процесс разработки и реализации управленческого решения. Все перечисленные элементы должны усиливать действие друг друга, т. е. составлять систему, обладающую свойством эмерджентности.